Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Зрение новорожденных – особенности и нюансы Зрение новорожденных – особенности и нюансы Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого.

Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая.

Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму.

В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Зрение новорожденных – особенности и нюансы Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения.

На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет.

Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения.

Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами.

Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере.

После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения.

Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

Зрение новорожденных – особенности и нюансы Зрение новорожденных – особенности и нюансы

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см.

К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз.

Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства.

Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги.

Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века).

Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша.

Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию.

Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички.

Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу.

Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год.

После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша.

Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал.

Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги.

В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже.

Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами.

Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство.

Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.

С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались.

Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками.

Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.

Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.

Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.

Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут.

Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом.

Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.

Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.

Источник: https://o-krohe.ru/novorozhdennyj/zrenie/

Зрение у новорожденных

Первый раз вы встретились со своим ребенком, и сразу же узнали друг друга. Или вам это только кажется? Каким видят мир новорожденные дети, каковы особенности их зрения?

Этапы развития

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Сам малыш совсем еще крошечный, но глазные яблоки у него достигают 67% от размеров взрослых глаз. Однако размер в данном случае еще ни о чем не говорит, малыш пока не видит мир таким, как видят его взрослые.

Что мешает новорожденному ребенку видеть мир в полном объеме, ведь зрительный аппарат у него начал формироваться еще в утробе матери? Дело в том, что к моменту рождения его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы правильно обрабатывать поступающую через глаза информацию.

Зрение, как одно из пяти чувств данных человеку природой, развивается вместе с мозгом – постепенно и поэтапно. И формируется к семи-восьми месяцам. Именно в этом возрасте ребенок начинает видеть окружающий мир таким, каким он будет в его глазах в последующие годы.

В первые дни после рождения ребенок видит только самые близкие объекты, расположенные в 20-30 сантиметрах от него. Как правило, это лица родителей, держащих его на руках. Малыш реагирует на свет, различает основные очертания, наблюдает за движением объектов.

В первый месяц жизни каждый глаз малыша живет собственной жизнью, то есть – глаза могут смотреть в одном или разных направлениях, а так же сходиться к кончику носа и переносице.

К концу первого месяца зрение становится более сфокусированным, ребенок обоими глазками начинает следить за объектами, и в этом его нужно поддержать.

Развивающая игра с малышом в это время заключается в том, что перед его глазами нужно перемещать погремушку, чтобы он осознанно следил за ней.

Первые 2-3 месяца чувствительность сетчатки к свету возрастает в 5 раз, в этот период ребенок начинает различать цвета, но пока не отличает оттенки – синий и голубой, красный и розовый, и так далее.

Сначала он воспринимает красный цвет, а коротковолновые синий и зеленый цвета, начинает замечать позже. Мир перед ним предстоит в виде контрастной картины без полутонов. Поэтому его привлекают несложные, контрастные узоры и картинки – это ему понятно и интересно.

Постепенно мозг приобретает способность справляться с более сложной информацией, малышу можно показывать различные предметы, в основном, это его собственные игрушки и вещи – яркие и разноцветные.

В это время развивается центральное зрение, которое постепенно совершенствуется. Ребенок учится находить предметы взглядом, и распознавать их.

В четыре месяца малыш начинает понимать, что такое расстояния, размер и форма, естественно, в меру своего развития. К этому времени развивается моторика рук, они начинают действовать одновременно с глазами и мышлением.

Движения становятся более координированными и осмысленными, теперь малыш может не только наблюдать за предметами, но и тянуть к ним ручки, чтобы взять их. Взрослые в этот период должны еще больше уделять внимание развитию малыша, давать ему игрушки, которые он в состоянии удерживать.

В 4-5-6 месяцев малыш уже узнает родителей и даже улыбается им, что говорит о развитии его интеллектуальных способностей.

В 5-6 месяцев у ребенка центральная зона сетчатки – макула, одновременно развиваются и зрительные центры в головном мозгу, острота зрения возрастает. После пяти месяцев малыш начинает видеть предметы в движении. Понимает, что часть видимого объекта еще не весь объект.

И что предмет может существовать независимо от того, виден он или нет, поэтому любит играть в прятки и «ку-ку». Он уже понимает, что невидимый предмет тоже где-то есть, и это открытие доставляет ему немало удовольствия.

В этот же период ему становятся доступными цветовые оттенки, он уже в состоянии отличить розовое от красного, и так далее.

К восьми месяцам зрение ребенка формируется окончательно, а глаза приобретают свой постоянный цвет, который уже никогда не изменится. Острота и глубина зрения у малыша такие же, как у взрослого человека.

Он видит предметы вблизи и вдали, понимает разницу между ними, и уже не пытается схватить висящую под потолком люстру и прочие удаленные предметы.

Понимает, что к ним нужно дойти и понукает к этому родителей, поскольку сам еще не в состоянии ходить.

Как развивать зрение малыша?

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Для младенцев можно покупать специальные развивающие игрушки, но можно постигать мир на реальных предметах, которых немало вокруг него. Главное, чтобы они были безопасными и безвредными.

Первые 2 месяца малыш в состоянии наблюдать за предметами, движущимися горизонтально, после 3-4 месяцев замечает вертикальное перемещение – сверху вниз. Взяв малыша на руки, обращайте его внимание на различные предметы в доме и на улице – животных, птиц, людей, машины.

Постепенно обращайте внимание ребенка на различные цвета – для этого сначала лучше учиться на основных цветах, а уже потом обращать внимание на их оттенки и тона.

Чувствительность к свету

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

У только что родившегося человечка зрачок быстро сужается на свету, но медленно расширяется в темноте, хотя в возрасте 2-3 недели картина начинает меняться – благодаря условно-рефлекторным связям деятельность зрительной системы усложняется, формируются и совершенствуются функции зрения.

Но чувствительность к световым раздражителям у новорожденных снижена, для того, чтобы новорожденный ощутил свет как взрослый, он должен быть в 50 раз интенсивнее, чем для взрослых. Чувствительность к свету повышается в 6-7 месяцев, а взрослого уровня достигает к 14-15 годам. Эта особенность объясняется той же причиной – недостаточное развитие сетчатки и мозгового центра.

Поэтому свет ребенку не мешает спать, его можно оставлять включенным в комнате малыша, проснувшись, он уже будет иметь стимул для развития зрения.

Наблюдение врача

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Во время плановых визитов в поликлинику, врач должен осматривать малыша полностью, обращая внимание и на зрение. Он спрашивает о наследственных глазных болезнях в семье, проверяет, нет ли проблем со зрением. Если есть необходимость, педиатр назначает консультацию специалиста – детского офтальмолога, а тот назначает лечение. Если все в порядке, первый осмотр у детского офтальмолога проводят в 6 месяцев.

Чем раньше выявляют и начинают лечить проблемы со зрением, тем больше шансов исправить проблему. С возрастом сделать это станет сложнее, или вообще невозможно.

О том, что у малыша не все в порядке с глазами свидетельствуют различные признаки, часть из которых родители могут заметить сами. Обращаться к врачу нужно в том случае, если малыш в возрасте 3-4 месяца не следит за игрушкой обоими глазами. Если они очень медленно двигаются слева направо и сверху вниз вслед за движущимся объектом.

Родителей должен насторожить тот факт, что на одном или обоих зрачках имеются белые пятна, что малыш косит, а глаза у него закатываются. Плохо, если он болезненно реагирует на свет, и глазки постоянно слезятся.

Особое внимание следует уделять недоношенным детям, риск плохого зрения у них гораздо выше. Если не обращать на это внимание, и не принимать меры, у ребенка может развиться миопия, астигматизм, патология в развитии глазных сосудов, косоглазие.

Болезни глаз у младенцев

Иногда у новорожденных встречаются врожденные болезни глаз, которые нужно лечить, и чем раньше – тем лучше. Ведь зрение помогает малышу развиваться, и от его качества зависит качество жизни. Какие болезни беспокоят малышей и их родителей?

Катаракта, основными признаками которой является помутнение хрусталика, и сероватое свечение зрачка. Хрусталик теряет способность пропускать свет внутрь глаза, мешает нормальному развитию зрения, поэтому его заменяют искусственным.

Глаукома сопровождается повышенным глазным давлением из-за скопления влаги, которая не может уходить по недоразвитым каналам.

Постоянное повышение давления приводит к тому, что оболочки глаза увеличиваются в размерах, роговица мутнеет, зрительный нерв оказывается сдавленным и атрофируется, не получая полноценного питания.

Зрение существенно ухудшается, и со временем пропадает совсем. Глаза закапывают специальными каплями, снижающими давление, или делают операцию.

Ретинопатия, или болезнь сетчатки, чаще всего наблюдается у недоношенных детей. Болезнь характеризуется остановкой развития сосудов сетчатки, вместо них растут фиброзная ткань и деформированные сосуды. Сетчатка рубцуется, отслаивается, а зрение снижается до полной слепоты. При ретинопатии показано лазерное и хирургическое лечение.

Косоглазие – болезнь, при которой глаза не имеют общей точки фиксации, и смотрят в разных направлениях. У детей в возрасте 2-4 месяца это не является патологией из-за недостаточного развития нервов, ответственных за движение глаз. Но если с возрастом явление не проходит, следует обращаться к врачу.

Нистагм характеризуется непроизвольными движениями глазных яблок. Чаще всего при этом глаза движутся в горизонтальном направлении, иногда — по кругу или по вертикали. Патология мешает фиксации взгляда и снижает остроту зрения. Лечат корректирующими мерами.

Читайте также:  5 рецептов самого вкусного тыквенного пюре для грудничка

Птоз проявляется опущенным верхним веком из-за слабого развития мышц, или поражения нервов, двигающих мышцы век. У младенцев опущенное веко фиксируют пластырем, а операцию проводят в 3-7 лет.

Источник: http://zdorovglaz.ru/raznoe/zrenie-u-novorozhdennyx/

Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Зрение новорожденных – особенности и нюансы

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете.

Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову.

Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий.

Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов.

У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека.

После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.

В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза.

Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи.

На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления».

Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание. На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие.

В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать.

Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты.

А развиваются они в процессе общения со взрослыми.

Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/4935/novorozhdennyy-zrenie-sluh-osyazanie-i-obonyanie

Зрение новорожденного: особенности и возможные проблемы

КАК УСТРОЕН ГЛАЗ НОВОРОЖДЕННОГО?

Глаз новорожденного ребенка, как и глаз взрослого, напоминает фотокамеру и представляет собой часть сложной системы, которую называют «зрительный анализатор».

В нее входит сам глаз, специальные нервные волокна, проводящие зрительную информацию в головной мозг, и те части головного мозга, которые воспринимают и анализируют увиденное.

Сам глаз состоит из оптической части (ее можно сравнить с объективом), в которую входит система линз: хрусталик и роговица, и чувствительной части — специальной оболочки, которая выстилает глаз изнутри, сетчатки («фотопленка»).

Глаз новорожденного очень похож на глаз взрослого, однако он еще не способен полноценно работать. Зрительная система малыша несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Зрение только что родившегося ребенка оценивается на уровне ощущения света; в дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-1/2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша.

Читайте также:  Лучшие рецепты для прикорма в 9 месяцев

При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально. Для этого необходимо, чтобы оптика глаза была способна сфокусировать изображение на сетчатку, а сетчатка — способна его воспринять.

Любые патологические процессы,

возникшие внутриутробно, во время родов или в первые сутки жизни, которые могут нарушить прозрачность сред глазного яблока, функцию сетчатки и зрительного нерва, приводят к серьезной задержке развития зрительного анализатора.

Помимо того что глаз развивается функционально, он постепенно увеличивается в размерах. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека примерно на 6 мм. Это обстоятельство — причина того, что глаз новорожденного дальнозорок.

С ростом глазного яблока дальнозоркость постепенно снижается. Важно правильно оценивать развитие зрительного анализатора во времени. Зрение у детей оценивают по реакциям фиксации и слежения. На первой неделе жизни зрение оценивается по реакции зрачка на свет.

Кратковременная фиксация появляется со второй недели жизни, она может длиться всего несколько секунд и возможна только при медленном движении предмета перед лицом ребенка. К началу второго месяца жизни зрение можно оценивать как предметное: в это время формируется устойчивая фиксация двумя глазами.

В это время родители отмечают, что ребенок начинает активно следить за предметами и зрение растет «по неделям», ребенок начинает живо реагировать на мать. К 6-8 месяцам ребенок начинает различать простые фигуры, а с 12 месяцев — рисунки.

Зрение развивается весь период детства, и раннее выявление отклонений в развитии зачастую может предотвратить серьезную патологию.

Поэтому оценка состояния глазного яблока — святая обязанность медицинского персонала и родителей малыша.

Обратите внимание на рост ресниц. Бывает, что ресницы могут расти не совсем ровно и задевать глазное яблоко ребенка, что может приводить к воспалению и поражению роговицы.

Глазная щель новорожденного узкая; посмотрите, нет ли выраженной разницы в ширине щели левого и правого глаза, одинаково ли выстоят глазные яблоки из глазниц. Отметьте, нет ли разницы в размерах глазных яблок.

Очень важно помнить, что в норме

глаза новорожденного имеют меньшие размеры, чем глаза взрослого.

Увеличение глазных яблок может говорить о серьезной патологии – врожденной глаукоме в 1 месяц (состояние, при котором повышается давление глаза, что приводит к быстрому и необратимому снижению зрения). Все видимые структуры глаза в норме выглядят целостными, роговица прозрачной.

Посмотрите, одинаковы ли по размеру зрачки, какого цвета глаза, равномерен ли окрас, одинаков ли цвет глаз.

Важно убедиться, что зрачок имеет круглую форму. Нужно оценить реакцию зрачка на свет.

Сделать это достаточно сложно; лучше воспользоваться точечным источником света в затемненном помещении. При попадании пучка света на глаз зрачок должен сужаться.

Если что-то кажется вам не совсем нормальным, обратитесь к детскому офтальмологу.

Для раннего выявления патологии проводятся плановые консультации окулиста. Если есть риск развития какого-либо глазного заболевания

(например, при недоношенности), то первая консультация проводится еще в родильном доме. Плановые консультации у детей без явной патологии лучше проводить в 1 месяц (доктор проводит осмотр глазного дна и оценку зрительных функций), в 6 месяцев (добавляется оценка реакции зрачка на свет) и в 1 год.

Хотелось бы остановится на отдельных ситуациях, когда необходима срочная консультация окулиста.

1. Если ваш ребенок родился недоношенным (особенно если в послеродовой период он получал кислород). У таких детей высок риск развития тяжелой патологии — ретинопатии недоношенных, когда незрелая сетчатка глаза может отслоиться из-за избыточного роста сосудов на периферии глазного дна.

  • Чем раньше произошли роды и чем меньше масса тела при рождении, тем выше риск развития ретинопатии недоношенных.
  • Наблюдение таких детей лучше проводить в специальных центрах, где есть возможность лечения данной патологии.
  • Ретинопатия недоношенных быстро может привести к слабовидению и слепоте, поэтому недоношенный ребенок нуждается в постоянном наблюдении детского офтальмолога в течение первых месяцев жизни.

2. Если размер глаз вам кажется большим или глаза имеют разный размер (важна разница даже в 1 мм). Это может быть ранним признаком еще одной патологии — врожденной глаукомы, при которой внутриглазное давление поднимается настолько, что глаз начинает увеличиваться.

В первую очередь заметно увеличение роговицы (передней прозрачной оболочки); увеличивается и глубина пространства между роговицей и радужкой (той самой, которая определяет цвет глаз и формирует зрачок).

Граница между роговицей и белком (склерой) становится более широкой (более 1 мм) и кажется размытой. В более тяжелых случаях возможно помутнение роговицы, оно образуется из-за проникновения жидкости из глаза под давлением в толщу роговицы.

Если вам кажется, что какой-то из этих симптомов есть у вашего малыша, немедленно обратитесь к окулисту.

3 .Если зрачок приобретает сероватый или беловатый оттенок. Если видно, что зрачок отдает белизной, то имеется препятствие на пути прохождения света; такой глаз будет отставать в развитии. Нужно исключить серьезную патологию — врожденную катаракту.

Также можно косвенно оценить прозрачность сред при фотографировании, когда появлается эффект «красных глаз»: это происходит из-за отражения света с глазного дна. При нарушении прозрачности сред этот эффект может отсутствовать.

Если на фотографии один глаз отличается по цвету отдругого, это тоже должно стать поводом для тревоги.

4. Если отмечается выраженное косоглазие. В первые два месяца жизни еле заметное косоглазие не выходит за пределы нормы. Это связано с тонусом глазодвигательных мышц, незрелостью коры и глазодвигательных центров головного мозга. Однако в случае выраженного косоглазия нужно обратиться к окулисту. Кстати о фотографировании. Фотографирование со вспышкой не наносит вреда глазам малыша, однако

  1. может испугать его, поэтому желательно не фотографировать ребенка
  2. слишком близко. Против фотографирования в некоторых случаях могутбыть не столько офтальмологи, сколько, например, неврологи при на
  3. личии неврологических расстройству малыша.
  4. К счастью, тяжелая врожденная патология глаз — относительно редкое явление, и чаще родителям приходится сталкиваться с другими вопросами, которые касаются ухода за глазами: светового режима, выбора игрушек.
  5. О ТРЕБОВАНИЯХ ГИГИЕНЫ

Глаз ребенка — солнечен. Это означает, что потребность в свете у малыша больше, чем у взрослого человека. Хорошее освещение — важный фактор в развитии глаза. Лучше, когда ребенок находится в помещении с комбинированным освещением (это дневной и электрический свет).

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете, который можно создать с помощью ночника.

Очень важны прогулки на открытом воздухе (несмотря на то что ребенок обычно спит на улице). Хорошее освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать помещение лампами накаливания.

Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Учитывая тот факт, что острота зрения ребенка низкая, понятно, почему для восприятия изображения окружающего мира требуется более высокий уровень освещения. Острота зрения — функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки на глазном дне — колбочки.

Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет.

Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неизвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красныx, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Уже на первом месяце жизни можно повесить перед малышом гирлянду. Элементы гирлянды должны быть расположены исходя из особен-ностей зрения ребенка: они должны быть не очень мелкими; в центре луч-ше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям — синий.

Погремушку-гирлянду лучше

вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Очень важен и правильный уход за глазами новорожденного ребенка. Иногда после сна в углах глаз может скапливаться отделяемое, которое беспокоит родителей.

Если отделяемое белого цвета, это, как правило, слущенный эпителий конъюнктивы и элементы слезы; появление таких выделений нормально. Но возможно и гнойное отделяемое (оно имеет желтоватый оттенок).

Если патологии нет, то туалет глаз стоит проводить однократно утром после сна, протирая каждый глазик смоченным в воде ватным тампоном по верхнему и нижнему веку в направлении от наружного

угла глаза к внутреннему. Каждый аз следует обрабатывать отдельным тампоном.

При появлении гнойного отделяемо необходимо обратиться к врачу. Для обработки, как правило, родители используют раствор ромашки или заварку, однако такие растворы иногда могут вызывать аллергию. Поэтому лучше использовать раствор фурацилина.

Раствор хранится одни сутки и каждый день готовится новый из расчета 1 таблетка фурацилина на стакан кипятка. Смоченной стерильной ваткой протирают глаз движением от виска к носу.

Не следует чересчур усердно протирать ребенку глаза: важно помнить, что во время этой процедуры мы смываем слезную пленку, которая содержит специальные противомикробные агенты.

Если доктор назначил вашему машу капли, то иногда могут возникнуть проблемы с закапыванием.

Проще всего это делать, когда ребенок лежит на пеленальном столике, а вы, держа флакон с каплями, кладете руку на его лоб и закапываете в открытый глаз.

Если есть необходимость открыть веки (а это особенно сложно сделать, когда ребенок плачет), удобнее сделать это большим и указательным пальцами, поместив их у самого края

век. Не надавливайте на глазное яблоко сильно — для того чтобы открыть веки, достаточно незначительных усилий. Мазь закладывается аналогичным способом за нижнее веко; этого достаточно, чтобы лекарство равномерно распределилось по всей поверхности глазного яблока. Малыш при этом наверняка будет плакать, поэтому после закладывания мази глазки младенца будут закрытыми.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона — на правую) и таким оно якобы может осознаваться новорожденным.

Это не так. Первые акты кратковременного слежения подтверждают это. В противном случае реакция слежения была бы направлена обратно направлению движения предъявляемого объекта. Об этом говорят и сложные функциональные методы исследования.

К суевериям относятся и утверждения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом до трех месяцев, нельзя подходить к кроватке сзади (якобы это провоцирует развитие косоглазия).

Цвет глаз малыша, часто являющийся предметом повышенного интереса родных и близких ребенка, наследуется от родителей и закодирован в специальных генах. Как правило, цвет глаз определяется уже при рождении, но его оттенки могут меняться в первые три месяца жизни.

К сожалению, невозможно осветить все вопросы

, связанные с детскими глазами. Да это, наверное, и не нужно.

При любых сомнениях родители должны обратиться к врачу и получить консультацию.

Источник: https://vadimbondar.ru/blog/zrenie_novorozhdennogo_osobennosti_i_vozmozhnye_problemy/2010-01-20-15



Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector