Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

Правша или левша: как узнать, в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно  перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке».

Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок  не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И.

Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей  повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание  заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей.

Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых.

Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать.

И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием  на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей,  можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу.

Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года.

Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

  • завинтить крышку на бутылке, 
  • разрезать бумагу ножницами, 
  • нанизать бусины, 
  • почистить обувь щеткой,
  •  стереть ластиком крестики, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одного сосуда в другой, 
  • разложить карточки, 
  • отвинтить гайку рукой и ключом, 
  • проколоть дырочки дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить одежду от пыли, 
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, 
  • достать бусинку ложкой из стакана, 
  • позвонить колокольчиком, 
  • закрыть и открыть молнию на сумке, 
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды). 

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы, 
  • почистить зубы, 
  • перемешать песок лопаткой, 
  • толкнуть палкой шарик, 
  • достать книги с полки, 
  • вынуть пробку из ванной, 
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем,  какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий.

Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ.

Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук)  в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста.

Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку.

Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком.

Во втором столбике ставим плюс, если  в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим  плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки.

В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Читайте также:  Можно ли семечки кормящей маме?

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей».

В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой.

То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.

е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е.

ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник.

Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся.

Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

  • Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.
  • У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая  находится под левым преплечьем.
  • Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок  левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.

Предлагаю всем педагогам и родителям прослушать видео —  очень содержательную и интересную беседу с профессором, доктором медицинских наук Ириной Галиной о детях — левшах. Из нее Вы узнаете:

  • Почему ребенок рождается левшой?
  • Существует ли ген леворукости и когда он проявляется?
  • Что такой скрытая леворукость?
  • Кто такие дети — левши?

Если эта статья была интересна и полезна Вам, буду благодарна за комментарий. А есть ли у Вас знакомые — левши — и как им живется в мире правшей? Кто Ваш ребенок — правша или левша?

  1. Интересную и полезную информацию о развитии детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях:
  2. Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.
  3. Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие» — своими руками.
  4. Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка,  упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори.
  5. Игры в песочнице: развиваемся, играя.
  6. Дары Фребеля: первый в мире развивающие и обучающие  игры для детей дошкольного возраста.
  7. Как определить индивидуальные особенности развития ребенка?
  • Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
  • «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
  • Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
  • Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
  • Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/kak-uznat-pravsha-ili-levsha-testy-dlya-opredeleniya-vedushhej-ruki-rebenka/

Как определить левша или правша мой ребенок?

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

Вы замечаете, что ребенок все чаще берет ложку или карандаш левой рукой, или уже совершенно точно выбрал левую руку в качестве основной. Возможно, вы даже заметили, что по некоторым пунктам (например, мышление, речь, память), ребенок отличается от сверстников.

«Мой ребенок-левша! – думаете вы – И что мне делать? Как развивать? Стоит ли переучивать?»  Вопросов у мам много, особенно, если это первый левша в семье. Давайте разберемся по порядку и ответим на эти вопросы.

Немного теории… 

За логику, математические способности, речь, чтение, письмо, движения, а также за работу правого глаза и правой руки отвечает левое полушарие. Также левое полушарие обеспечивает грамматически верную речь и способность описать предмет по свойствам. Благодаря левому полушарию мы анализируем информацию и делаем выводы.

За образное мышление, восприятие музыки, чувства, а также за работу левого глаза и левой руки отвечает правое полушарие. Правое полушарие создает ассоциации и чувственную память о предмете. Благодаря правому полушарию мы мечтаем, фантазируем, сочиняем стихи, прозу, создаем произведения искусства.

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

У каждого из нас работа одного из полушарий преобладает. Причем, у леворуких людей не всегда преобладает правое полушарие. Ребенок может выбрать левую руку в качестве основной, например, из-за травмы руки в детстве или из-за желания подражать старшему брату. Об этом мы тоже поговорим в этой статье.

Как определить ведущее полушарие? Доминирующее полушарие определяют по нескольким показателям: ведущая рука, нога, глаз и ухо.

Как определить: правша или левша?

Проведите несколько простых тестов:

Диагностика ведущей руки

  1. Сомкнуть руки в замок с переплетением пальцев. Палец ведущий руки окажется сверху.
  2. Порезать бумагу ножницами.
  3. Намотать нитку на катушку. Наматывать нитку будет ведущая рука.
  4. Сложить мелкие детали в коробку.
  5. Закрыть-открыть застежку молнию.
  6. Поймать одной рукой мяч.

Все действия делаются  легче ведущей рукой.

Диагностика ведущей ноги

  1. Встать со стула, сделать шаг вперед/назад – ведущая нога выполнит движение первой.
  2. Прыгнуть в длину – ведущая нога будет толчковой.
  3. Прыгать на скакалке – ведущая нога поднимается первой.
  4. Закинуть ногу на ногу – «главная» нога будет сверху.

Диагностика ведущего глаза

  1. Посмотреть в калейдоскоп одним глазом. Дети и взрослые всегда в этом случае выбирают ведущий глаз.
  1. Попросите ребенка вытянуть карандаш в руке и смотреть на его кончик обоими глазами. Затем по очереди закрыть правый и левый глаз. При закрытии какого глаза «мишень» смещается сильнее? Этот глаз – ведущий.

Диагностика ведущего уха

  1. Дайте ребенку часы и попросите послушать, как они тикают. Ребенок поднесет часы к ведущему уху.
  2. Скажите, что сейчас расскажете ребенку секрет «на ушко». Ребенок подставит ведущее ухо. Не забудьте, действительно, рассказать какой-нибудь секрет J

Примечание: Выберете и проведите по 2 любых задания для диагностики каждого показателя (2 упражнения – для определения ведущей руки, 2 –для ведущей ноги, 2 – для уха, 2 – для глаза). Запишите результаты теста.

Если оба упражнения показывают, например, что движения легче делать левой рукой, то считаем, что ведущая рука – левая. Если одно упражнение ребенок делает правой рукой, другое левой, то считаем, что одинаково владеет обеими руками.

  • Для удобства можете записать следующим образом:
  • Алексей, 4 года:  Рука – Л (левая)
  • Нога – Л (левая)
  • Ухо – П (правое)
  • Глаз – одинаково
  • Оцениваем результаты теста:
  • – Если 4 или 3 показателя (ведущие рука, нога, ухо, глаз) – левые, значит, перед нами 100% левша (или ребенок с преобладанием правого полушария)

– Если у каждого параметра абсолютно одинаковые значения (то есть обе руки, ноги, уха, глаза –ведущие, ребенок хорошо владеет ими в одинаковой степени) – перед нами амбидекстр (человек, который способен включать и использовать левое и правое полушарие одновременно). Считается, что Леонардо да Винчи был амбидекстром.

– Если получились смешанные показатели (два левых и два правых) – обратите внимание на ведущую руку, она подскажет, какое полушарие преобладает. В случае с Алексеем из нашего примера выше, можно сказать, что у него преобладает правое полушарие, хотя левое тоже хорошо развито.

– Если 3 или 4 показателя – правые, перед нами правша.

С какого возраста определяется ведущее полушарие?

Удивительно, но преобладание одного из полушарий начинается уже в утробе матери. Ученые проводили УЗИ-съемки плода во время беременности. Было замечено, что если ребенок тянет в рот левую руку, то родится левша.

То есть мозг выбирает доминирующее полушарие примерно на 3-4 месяце внутриутробного развития, впоследствии с возрастом преобладание может закрепиться или измениться.

Окончательно правое полушарие формируется к 5 годам, а левое – ближе в 8-12 лет.

Соответственно, первые выводы о ведущем полушарии можно сделать, когда ребенку исполнится 5 лет, а окончательные – ближе к 12.

Надо сказать, что леворукость бывает обусловлена не только генетически. Существуют несколько видов левшей.

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

  1. Генетические – это люди, у которых леворукость (правополушарность) заложена и наследуется генетически. По статистике таких левшей около 10% в любой стране, причем их количество не меняется из года в год. Генетические левши могут писать красиво и аккуратно и иметь совершенную координацию движения. Переучивать таких левшей категорически нельзя!

С рождения их мозг устроен по-другому, и если навязывать им чуждый тип деятельности (просить писать и кушать правой рукой), ребенок будет чувствовать себя неуверенно и неполноценно. Впоследствии могут появиться проблемы с учебой, невротические и депрессивные состояния.

  1. Компенсаторные – левши, у которых правое полушарие взяло на себя основную роль, потому что левое полушарие было повреждено во время беременности или родов. Таких левшей почти половина от общего количества левшей на Земле и их число постоянно растет.
Читайте также:  Правила применения озокеритовых сапожек в домашних условиях

Если беременность и роды протекали тяжело, или беременность была многоплодной, есть вероятность, что правое полушарие было травмировано  ( в результате гипоксии, интоксикации или удара-толчка от двойняшки).

Компенсаторных левшей тоже нельзя переучивать! Мозг ребенка нашел выход и перестроил работу организма. Переучивая, мы хотим заставить нормально функционировать поврежденную часть мозга, идем против природы.

У левшей, которым насильно навязывали праворукость, часто встречаются заикание, головные боли, энурез, вспыльчивость, тики, апатия и другие проявления невроза.

  1. Вынужденные левши. Если ребенок в раннем детстве повредил правую руку (перелом, вывих, ожог), он начинает ее беречь и все делать левой рукой. В результате левая рука становится более тренированной. Как правило, у таких левшей плохой почерк, ведь ведущее полушарие у него так левым и осталось. Вынужденные левши встречаются и среди детей с ДЦП.

Стоит ли переучивать таких левшей? Если ребенок уже учится в школе и пишет более-менее нормально, то, наверное, не стоит. Переучивание будет для него стрессом.

Если ребенок – дошкольник, и вы точно знаете, что он стал левшой вынужденно, можно ненавязчиво предлагать «поработать» правой руке. А так же проводить игры-упражнения на развития обеих рук (эти упражнения мы рекомендуем проводить всем детям и взрослым, не зависимо от ведущей руки).

  1. Подражательные левши. Ребенок может начать копировать леворуких людей, если, например, авторитетный для него человек – левша, или все его родственники – левши. В таком случае, лучше вместе с психологом провести диагностику ведущего полушария. И если ребенок от рождения праворукий, объяснить, что не у всех ведущая рука левая, и он имеет полное право быть «другим».

Надо сказать, что насильно навязывать ведущую руку ребенку вообще нельзя. Многие родители наслышаны, что у левшей есть свои особенности развития, что-то дается малышам-левшам гораздо хуже и сложнее, чем правшам.

Но меняя ведущую руку, мы не можем поменять ведущее полушарие.

Поэтому родителям левшей нужно создать все условия для того, чтобы ребенок-левша мог максимально раскрывать свои способности и при этом адаптировать его к жизни в «праворуком мире».

Вообще, для гармоничного развития ученые рекомендуют тренировать оба полушария и взрослым, и детям. Простейшее упражнение для этого: одновременно рисовать, писать буквы и правой, и левой рукой. Сначала в одном направлении, затем зеркально. До 3-4 лет большинство детей одинаково хорошо пользуются обеими руками, и это нужно всячески поощрять.

У левшей есть свой «профессиональный» праздник13 августа. День, который призван привлечь внимание общественности к проблемам левшей. Ведь большинство вещей создано для удобства правшей, начиная от компьютерной мышки заканчивая сложным производственным оборудованием. Мы (правши) даже не осознаем, что во многом наш мир не удобен для леворуких.

В то время, как левши вносят большой вклад в развитие общества. Среди левшей значатся такие, видные деятели, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, писатели Пушкин, Толстой, Марк Твен, Льюис Кэрролл, учёные Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мария и Пьер Кюри, спортсмены Мария Шарапова, Марадона, Пеле и другие.

Об особенностях развития и обучения левшей читайте в следующей статье.

Источник: https://rechrebenka.ru/kak-opredelit-levsha-ili-pravsha-moj-rebenok/

Правша или левша? Определяем ведущую руку ребенка

24.04.2014

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?Начиная готовить руку к письму, многие родители сталкиваются  с трудностями определения ведущей руки ребенка. И тут возникает множество вопросов: Правша или левша? Надо ли переучивать левшу? Что будет, если мой ребенок – левша?

При подготовке руки к письму необходимо сначала определить ведущую руку ребенка, а потом уже учить его правильно работать этой рукой.

У большинства детей ведущей является правая рука и ребенок все активные действия выполняет именно правой рукой.

Но есть дети, которые вырезают левой рукой, а рисуют – правой, ложку держат левой рукой, а кубики складывают – правой.  В таком случае, конечно, надо определить, какая же рука у ребенка ведущая.

Что будет, если левшу научить писать правой рукой? — спрашивают родители. Неправильное определение ведущей руки пагубно сказывается на развитии и состоянии ребенка.

Переученные левши отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, капризами и проблемами в поведении. Чтобы этого избежать, в возрасте  4-5 лет необходимо определить ведущую руку ребенка.

Как определить, кто ваш ребенок — правша или левша?

Вы можете протестировать ребенка самостоятельно с помощью несложных тестов и своих наблюдений, определить руку ребенка. Если все-таки возникают сомнения и вы не можете определить, какой же рукой ребенку лучше писать, то необходимо обратиться к психологу, который поможет вам и даст какие-то рекомендации по развитию ребенка.

По мнению психологов руку ребенка можно определять с 4-5 лет. Все тесты выполняются легко  и быстро, без какой-либо подготовки ребенка. Важно определить, какой рукой ребенку удобнее работать без вмешательства взрослого. Причем, наиболее информативными оказываются незнакомые ребенку действия, т.е. такие, которые он ранее не делал. 

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?Когда мы начинаем учить ребенка каким-то действиям, то вкладываем предметы в правую руку: ложку даем в правую руку, чашку, карандаш тоже. И ребенок, даже если он левша, привыкает держать эти предметы в правой руке. Но работать этой рукой леворукому ребенку трудно. Поэтому, проводя тесты, мы не напоминаем, как держать предметы, не стоит говорить, что будем определять руку или что-то подобное.

Мы предлагаем ребенку просто поиграть, причем, напоминаем, что делать надо так, как ему удобнее. А затем предлагаем ребенку быстро выполнить  несколько заданий, фиксируя, какую руку ребенок использует более активно. Для этой цели удобно сделать табличку, в которую заносить результаты наблюдений. Например, если правая рука использовалась, то пишем П, левая – Л, обе – О.

Простые тесты для определения ведущей руки ребенка

 Сделай замок. Попросите ребенка соединить ладони в замок. У левшей сверху будет большой палец левой руки.

  Закрути крышку. Предложите ребенку закрутить крышки на 2-3 бутылочках. Ведущая рука будет закручивать.

  Вырезать фигуру по контуру. Предложите ребенку вырезать круг, квадрат или другую фигуру. Ведущая рука держит ножницы.

  Собери бусы. Надо на нитку или шнурок нанизать бусины или пуговицы. Ведущая рука выполняет более активные действия.

  Намотай нитку на катушку. Ведущая рука наматывает.

  Разложи карточки. Наблюдайте, какой рукой ребенок раздает.

Стряхни пыль с одежды.

  Закрыть и открыть молнию на сумке. Ведущая рука будет двигать ползунок.

  Возьми стакан и выпей воды. Обратите внмание, какой рукой ребенок взял стакан.

  Достань книгу с полки.

  Перемешай ложкой сахар в чашке или песок в песочнице.

  Найди спичку с обломанным кончиком в коробках. Заметьте, какой рукой ребенок открывает и закрывает коробки.

  Сложи узор по образцу из палочек, пуговиц или фигурок. Ведущая рука будет брать фигуры и выкладывать их.

Нарисуй предмет. Чтобы уточнить, какой рукой ребенку легче  выполнять графические действия, предложите ему нарисовать что-то очень простое правой рукой, а потом — левой. Сравните рисунки.

Рисование с закрытыми глазами. Дайте ребенку карандаши в обе руки и предложите ребенку нарисовать  круг, квадрат, треугольник сразу двумя руками с закрытыми глазами. Обратите внимание  на качество рисунков. Ведущая рука нарисует более четкие  линии и правильные соединения.

Остались сомнения? Предложите постучать указательным пальчиком по столу.  10 секунд надо стучать пальчиком правой руки, затем еще 10 секунд – левой. И так 3 раза. Вы фиксируете, сколько ударов сделал ребенок каждой рукой, а затем находите среднее значение для правой руки и левой. Ведущая рука обладает более высокой скоростью.

Записывая  результаты всех тестов в таблицу, вы увидите, какую руку ребенок выбирал чаще. Вот эта рука и будет ведущей, эту руку и будем готовить к письму.

Ваш ребенок – левша? Не стоит огорчаться и переживать по этому поводу. Надо только учесть особенности ребенка и всячески ему помогать. Для этого есть специальные ручки  и  ножницы для левшей. 

Если же вас еще остались сомнения, обратитесь к психологу и специалист поможет вам наверняка определить ведущую руку ребенка и подскажет что и как развивать. 

Источник: http://chitalochka-ru.ru/podgotovka-k-shkole/opredelyaem-vedushhuyu-ruku-rebenka.html

Правша или левша? Как определить ведущее полушарие ребенка

Часто бывает очень сложно определить ведущую руку ребенка в возрасте до 4-5 лет. Дети могут работать как правой, так и левой рукой. Но есть простые упражнения, которые подскажут вам, какое полушарие мозга является ведущим у ребенка.

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

Вот эти задания:

Тест № 1

  1. Предложите ребенку расческу и попросите расчесаться. Он будет это делать ведущей рукой.
  2. Дайте малышу часики и предложите послушать их. Наблюдайте, к какому уху он поднесет часы.
  3. Дайте ребенку трубочку из бумаги и попросите посмотреть в нее, как капитан корабля смотрит в подзорную трубу. Смотрите, каким глазом он будет это делать.
  4. Смотрите, какой рукой ребенок держит ножницы, когда вырезает что-то.
  5. Наблюдайте за тем, как ребенок нанизывает бусинки на ниточку. Ведущая рука та, которая более активна.
  6. Попросите ребенка похлопать в ладоши. Посмотрите, какая рука у него сверху.
  7. Пусть ребенок топнет ногой. Какой ногой он топнул?

Отметьте, какую руку или ногу ребенок использовал чаще во всех этих заданиях. Если больше чем в 4 заданиях он использовал левую часть тела, скорее всего он у вас левша.

Но если после этого теста вы все еще не можете определить ведущее полушарие ребенка, выполните следующие задания.

Тест № 2

Насыпьте мелкие предметы в емкость. Попросите ребенка чайной ложкой доставать по одному предмету и перекладывать в тарелку. Ребенок будет делать это ведущей рукой.

Не отбрасывайте возможность того, что ваш ребенок амбидекстр, то есть у него нет ведущего полушария. У него обе руки развиты одинаково.

Если вы определили, что ребенок левша, воспользуйтесь этими рекомендациями, чтобы помочь ему.

5 рекомендаций родителям левши.

  1. Примите то, что ребенок левша. Ни в коем случае не переучивайте его. В этом нет ничего плохого, просто ваш малыш — особенный.
  2. Поощряйте все проявления творчества у ребенка. Помните, что сенсорная деятельность — ведущая у него.
  3. Не стоит требовать от ребенка идеального каллиграфического почерка. Не ругайте его, если с математикой проблемы.

    У деток с ведущим правым полушарием (леворуких) есть другие таланты, которые следует заметить.

  4. Создайте условия среды для вашего ребенка. Обратите внимание на свет за рабочим столом, он должен падать с правой стороны. Купите специальные ножницы для леворуких и пр.
  5. Не забывайте, что леворукие люди более чувствительны и эмоциональные. Любите ребенка таким, каким он есть.

Источник

Источник: https://www.mamaplus.md/ru/novosti/pravsha-ili-levsha-kak-opredelit-veduschee-polusharie-rebenka

Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка

Нельзя выбрать, кем будет ваш ребёнок — правшой или левшой. По мере взросления дети сами определяются с тем, какой рукой им удобнее совершать различные действия.

Когда это произойдёт, уже можно будет судить о том, праворукий или леворукий у вас ребёнок. Некоторые дети могут делать все дела одинаково хорошо обеими руками — таких называют амбидекстрами.

И небольшая группа детей использует попеременно то правую, то левую руку для разной деятельности.

Что такое ведущая рука

Доминирование одной руки означает, что человек предпочитает выполнять этой рукой задания, включающие как крупную, так и мелкую моторику. Сюда относятся письмо, вырезание ножницами, игра с мячом.

Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка

the_author ();?

Нельзя сказать, что человек выбирает доминирующую руку, потому что на самом деле это происходит неосознанно ещё в детстве. Какая рука окажется ведущей, зависит от наследственных факторов и особенностей работы мозга каждого конкретного человека.

Можно ли переучить левшу

Не рекомендуется пытаться переучить ребёнка писать и рисовать другой рукой — в этом нет никакой необходимости. Также не волнуйтесь, если малыш попеременно пользуется то правой, то левой рукой, и пока не может определиться, какой рукой ему удобнее выполнять все действия. Позвольте делу идти своим чередом, а если это вас сильно беспокоит, то поговорите с компетентным психологом или педиатром.

Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка

the_author ();?

В давние времена бытовал варварский обычай переучивать левшей на правшей. Те, кто это пережил, с содроганием вспоминают то время. К сожалению, всего 20-30 лет назад наука не обладала такими обширными знаниями о работе мозга, и феномен леворукости виделся как нарушение, отклонение, которое необходимо устранить.

Но на самом деле леворукость — это не причина, а следствие определённого порядка нейронных связей в головном мозге. Переучивание нарушает сложившийся порядок и всегда становится стрессом. К тому же, в процессе ребёнок нередко переносит унижения: за ним пристально следят, наказывают, если он в задумчивости взял карандаш «запретной» рукой, его стыдят.

Всё это не проходит бесследно для психики маленького человека. Часто наблюдаются признаки сильного стресса: ребёнок становится раздражительным, замкнутым, теряет аппетит, может даже начать мочиться в постель. Стоит ли сомнительное преимущество праворукости таких жертв? Многие учителя пытаются переучивать левшей, потому что им удобнее, когда все дети в классе всё делают одинаково.

Левшу надо сажать на определённое место, ему надо по-другому класть тетрадь и держать ручку при письме.

Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка

the_author ();?

С почерком у левшей тоже приходится работать дольше. Эти дети часто режутся ножницами на уроках труда. Учителей отчасти можно понять: никому не хочется делать дополнительную работу. Однако здесь речь идёт не просто о привычке школьника, а об особенностях его головного мозга.

Современная наука однозначно утверждает, что переучивать леворуких детей нет никакой необходимости, и это даже вредно. Поэтому учителям стоит посвятить один-два вечера изучению материалов по теме, зато в классе будет на одного счастливого ребёнка меньше.

Кто знает, возможно, со временем этот ученик проявит себя на олимпиадах конкурсах, ведь правое полушарие мозга, задействованное при письме левой рукой, отвечает также за креативность и нешаблонное мышление.

Когда у ребёнка начинает доминировать правая или левая рука

Некоторые дети довольно рано начинают отдавать предпочтение одной руке. Вы можете заметить, что ваш сын или дочь пользуется намного чаще правой или левой рукой даже в таком раннем возрасте, как 7-9 месяцев. Однако помните, что всё ещё может поменяться.

Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка

the_author ();?

В большинстве случаев ведущая рука проявляется у детей в возрасте 1,5-2 лет, хотя некоторые дети не могут «определиться» до 6-летнего возраста.

Это могут подтвердить школьные учителя: они хоть раз, да замечали, что кто-то из учеников попеременно пишет то правой, то левой рукой. У малой доли детей это явление сохранится на всю жизнь, и они пополнят ряды амбидекстров.

Любопытный факт: среди близнецов в примерно 20% парах один будет леворуким, а другой — праворуким.

4 варианта доминирования правой или левой руки

Правши: это люди, которые предпочитают все дела (или подавляющее большинство дел) делать правой рукой. Ходовые инструменты, такие как ножницы, консервные ключи и даже блокноты устроены так, чтобы ими было удобно пользоваться праворуким людям.

  • Левши: небольшая, но растущая доля людей, которая выполняет большинство действий левой рукой.
  • Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка
  • the_author ();?

В повседневной жизни леворукие люди порой сталкиваются с трудностями, поскольку все инструменты, станки и оборудование рассчитаны на правшей. Однако в последнее время появляется всё больше товаров для левшей.

Люди, использующие разные руки для разных дел: небольшая группа людей, которая меняет руки в зависимости от выполняемой задачи. Например, ребёнок может писать левой рукой, а ловить мяч — правой.

Амбидекстры: 1% населения, одинаково хорошо делающий любое дело как правой, так и левой рукой.

Две руки — одно общее дело

Хотя большинство дел мы делаем ведущей рукой, есть задачи, для решения которых требуются две руки. Это называется двусторонняя координация, и она играет значимую роль при выполнении многих дел. Например, мы задействуем обе руки, когда печатаем на клавиатуре, играем на фортепиано или гитаре, ведём автомобиль.

Есть мнение, что такие занятия развивают мозг, улучшают память и логику. Часто родители, замечая, что кроха тянется к погремушке левой рукой, огорчаются: «Левша растёт!» Однако поводов для огорчения нет никаких. Просто такова особенность маленького человека, и задача мамы и папы — отнестись с уважением и безусловной любовью к своему чаду.

Тогда ребёнок сможет уверенно познавать мир и жить в гармонии с самим собой. По материалам verywell.com

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38480637-pravsha-ili-levsha-kak-opredelit-veduschuyu-ruku-u-rebenka/

Ваш ребенок левша или правша: 10 заданий, которые помогут это точно определить

Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.

Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, – левое (как у правши).

Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.

Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному.  И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.

Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.

В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.

Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, – ведущая.

За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/vas-rebenok-levsa-ili-pravsa

ambidekstry-eto-lyudi-u-kotoryh

Озадачилась я этим вопросом, так как сынок все подряд хватает левой и правой рукой. Но перелопатив интернет, нашла несколько интересных статей.Возможно, кое-кому будет интересно прочесть эту информацию.

Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка?

Проблема переобучения детей решалась бы намного легче, если бы идентификация левши могла осуществляться на более ранних этапах развития ребенка.

Известно, что у большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности.

Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих левшей эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а правшей — на левой.

Поэтому, тщательное наблюдение вашего врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может вам дать ответ «левша ваш ребенок или правша» уже в возрасте 3-4 месяцев.

Помощью в решении вопроса, какая же рука доминирует у вашего малыша, может стать анализ определенных семейных случаев. Если кто-то из родственников в первом или втором поколении был левшой, то ваш малыш может получить эту способность.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены.

Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево.

С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз. Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/education/392142



Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector