Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитии

Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и злом.

Содержание

  • 1 Нравственный аспект
  • 2 Развивающий аспект
  • 3 Познание мира
[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитииФото: сказка «По щучьему велению»

Содержание

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитии

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения.

Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны.

Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитииФото: сказка «Курочка ряба»

Важно знать:

  • Роль игры в воспитании ребенка дошкольного возраста

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитии

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить.

Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно.

Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Видеопримеры добрых детских сказок:

[content-egg module=Youtube template=tile]

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов.

Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться.

Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш.

До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина  избушка»).

Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Источник: http://RearChildren.ru/stati/rol-skazki-v-vospitanii-detej/

Почему сказки так важны для развития ребенка?

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство.

Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем.

Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

Почему сказка так важна для развития детей?

Роль сказки в жизни ребенка понимают все родители, но читают ли они их своим детям? Слушать эти небольшие поучительные истории и интересно, и познавательно.

Уже давно умные профессора и психологи доказали, что они развивают фантазию, память, мышление и, конечно, речь, причем, речь правильную и красивую, поэтому-то роль сказок в воспитании детей так велика.

Именно через сказки любой малыш впервые сталкивается с такими понятиями, как «добро» и «зло», понимая, что побеждает в итоге.

Скучные разговоры и нравоучения родителей не интересны ребенку, а вот то же самое в «сказочной» форме позволит ему посмотреть на это с другой стороны.

Но современные мамы и папы часто не находят времени для чтения сказок, не понимая, что это явно не пойдет на пользу ребенку, не даст ему развиться и понять окружающий его мир в полной мере.

При этом о роли сказок в развитии детей умным видом рассуждают все и всегда.

Роль сказок в развитии детей трудно переоценить. На их основе ребята учатся представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучают новые и непонятные слова, которые обогащают их речь, делая ее живой, яркой и эмоциональной.

Несомненно и то, что те дети, которым рано начали читать сказки, неважно, понимали они смысл или нет, раньше начинали говорить, грамотно оформляя свою речь. Основы поведения и общения также закладываются во время чтения и прослушивания сказок.

Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитии

Сказка очень важна не только для развития речи или мышления, она помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Они способны разрушать детскую психику, нарушая ее становление. Как же сказки решают такие проблемы?

Для этого разыгрываются целые театральные представления и ролевые игры, ведь не зря среди детей так популярен кукольный театр, а в детских садах и школах есть самые настоящие драматические кружки и театральные студии. Нужно обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ваш актер, рад ли он счастливому концу сказки, и с кем ассоциирует себя и окружающих.

Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Сейчас родители очень серьезно, иногда даже слишком, подходят к выбору книг для своих детей, поскольку многие современные авторы создают подобные произведения.  Какие же вопросы задают родители при выборе сказки?

  1. Как выбрать сказки, чтобы они соответствовали возрасту и развитию ребенка?
  2. Почему малыши больше любят сказки о животных?
  3. Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?
  4. Все ли сказки «одинаково полезны»?
  5. Какова роль сказок в развитии детей?
  6. С какого возраста можно начинать читать книжки с волшебными сказками с запутанным сюжетом?

Конечно, у каждого родителя могут быть свои вопросы в отношении выбора книжек и сказок для ребенка, ведь все дети индивидуальны, что ни говори. Ответы на все эти вопросы можно узнать, поняв, как развивается малыш в определенном возрасте. Роль сказок в развитии малыша велика независимо от этого фактора.

Разговаривать с ребенком мама начинает с первых дней его жизни. В первый год после рождения малыш хорошо воспринимает колыбельные, потешки, небольшие стихи, лепеталки, в общем, все, что помогает ему развиваться, двигаться и познавать все вокруг себя.

После года ребенок способен понимать и запоминать простые действия героев и их названия (имена). От года до 3 лет малыши любят сказки про животных, потому что воспринимать запутанные отношения взрослых и их мир им еще тяжело.

Роль сказки в воспитании детей на этом этапе особенно важна.

Сказка никогда не дает прямых наставлений, чего не любит ни одни ребенок, она лишь дает образы, помогающие узнать об опасностях мира. Малыши подражают любимым сказочным героям, принимая их роль на себя. К 5 годам наши маленькие фантазеры способны придумать и составить в уме весь сюжет читаемой ему сказки, и именно сейчас волшебные сказки будут интересны любому ребенку.

Уже можно читать «серьезные» сказки или сказки для девочек и мальчиков, но будьте внимательны, у ребенка не должны возникать страхи ли неправильное представление о мире. Современные сказки грешат слишком яркими образами различных роботов, трансформеров, несуществующих предметов и других, «бог весть каких», персонажей.

Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитии

Дети постарше любят интересные сказки, которые будут развивать интеллектуальные способности, задевающие его личность.

В этом возрасте ребята уже понимают, где реальность, а где фантазия, и что-то могут домыслить самостоятельно.

По окончании сказки необходимо обсудить с ребенком прочитанное, узнать, все ли ему понятно, поэтому здесь на первые позиции выходят взаимоотношения между родителями и детьми.

Роль сказки в жизни ребенка

Чтобы роль сказки в жизни ребенка действительно была высока, нужно покупать книжки, где есть сказки с открытым сюжетом, ведь можно придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный родителям и их детям.

Так можно скорректировать развитие ребенка, повысить уверенность в своих силах и своем будущем. Важно, чтобы у сказки был смысл, понятный для ребенка и чтобы она помогала найти ему выход из непростых ситуаций и проблем.

Читать сказки важно и нужно! Огромную роль играют старые добрые сказки в жизни своих маленьких читателей. Можно не только их читать, но и придумывать собственные сюжеты, узнавая, что интересно ребенку. Именно так ребята развиваются, познают окружающий мир, а мы, родители, становимся ближе к нашим детям!

Источник: https://super-mother.com.ua/skazki-v-razvitii-rebenka/

Роль сказок в развитии личности ребенка

Сказка — ложь, да в ней намёк! Но это понимаем мы, взрослые, а для детей сказка является настоящим реальным миром, не выдуманным и не ложным. Родители должны осознавать, насколько важно влияние сказок на развитие личности ребёнка, на формирование его психики и отношение к окружающему миру.

Дети любят засыпать под рассказанную или прочитанную сказку на ночь, потому что в это время в их голове формируются образы, картинки, они представляют себе героев и себя вместе с ними. И так приятно засыпать под монотонный голос мамы, который повествует о дальних берегах, об оживших предметах, о борьбе добра и зла.

Когда вы покупаете ребенку книгу со сказками, отдавайте предпочтение тем, в содержание которых входят различные виды народного и авторского творчества. Ребенку важно слышать не только добрые, но и грустные сказки, не только о животных, но и богатырях, дабы разнообразить свой внутренний мир.

Механизм воздействия сказки на развитие личности

Если вы до сих пор не верите в то, что сказки могут влиять на будущее детей, вспомните, сколько девушек мечтает во взрослой жизни о принце на белом коне? Откуда этот образ? Ну конечно из нашего детства, когда мама читала сказку о Золушке или когда мы смотрели Диснеевские мультфильмы. То, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь.

Чтобы понять, как сказка может повлиять на малыша, нужно разбираться в механизме её влияния, знать «рычажки», на которые она воздействует.

Читайте также:  Как и с какого возраста можно давать детям огурцы?

Во-первых, это мировосприятие. Ребёнок чувствует окружающий мир на уровне интуиции, он еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки.

Ребёнок принимает сказку «за чистую монету», поэтому все вокруг ему кажется живым — его подушка, одеяло, туалетные принадлежности, вся природа вокруг, и, конечно же, животные.

Когда ребёнок воображает себе защитников вокруг, которые могут ожить в любой момент, он чувствует себя более защищенным.

Во-вторых, маленького ребёнка можно назвать «подражателем», то есть он старается повторять ваши самые яркие действия, жесты, мимику. Ему чрезвычайно важно найти объекты для подражания, и в сказке он их находит сполна — принц, принцесса, добрая фея, умный кот.

Сказки помогают вам донести до ребенка понятия хорошего и плохого. Если вы просто скажете ребёнку «так делать нельзя», он наверняка захочет нашкодничать только потому, что ему запретили и ничего не объяснили.

Но если он услышит о последствиях в сказочной форме, это окажет на него большее влияние, поскольку сказочные герои в его воображении имеют некий «авторитет».

В-третьих, в сказках нет замысловатых слов и непонятных фраз — всё изложено настолько доступно и просто, что ребёнку намного легче воспринимать именно сказку, чем рассказы о настоящей жизни. Окунаясь в сказку, ребёнок оказывается в своем вымышленном мире, который является для него вполне реальным.

Задача сказки — влиять не на ум, а на чувства, поскольку именно в детском возрасте мы все воспринимаем с помощью чувств, и лишь во взрослой жизни учимся жить умом.

Ребёнку именно через сказку легче понять самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо — жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство.

Народные и авторские сказки

Абсолютно все сказки — проецирование нашей реальной жизни на вымышленных персонажей, и мы должны отдать должное мудрости нашего народа, который смог в сказках пересказать все свои переживания. Слушая фольклор, мифы своего народа, ребенок впитывает в себя его мышление, привычки, повадки. Благодаря этим сказкам малыш может понять поведение своих родителей, их наставления.

Никто не знает, откуда пошли эти детские сказки, но их развивающие способности неоспоримы, поскольку мудрость, заложенная в них, пронесена неизвестными авторами сквозь века. Именно мудрости, доброте, верности себе и своему народу, геройству и правильности поступков учат народные сказки.

Есть среди народных сказок и страшилки. Именно благодаря ним мы знаем о нечистой силе, о том, что в наших домах водятся домовые, что есть рогатые чертята, способные превратить нашу жизнь в хаос.

У каждого народа существуют свои чудища-страшилки, но если присмотреться к ним внимательно, мы увидим, что они все схожи между собой, только называют их по-разному.

Ребенку настолько страшны эти сказки, насколько и интересны, ведь это не ужасы, которые сейчас показывают в кино, а некий объект нашего воображения.

Существует три основных направления авторских сказок — это волшебные, обучающие и психокоррекционные.

Авторские сказки о волшебстве отличаются от народных образностью своих персонажей. Возьмем, например, сказки братьев Гримм. В каждом их повествовании есть определенные персонажи с конкретными именами.

В авторской сказке всё более конкретно — «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Рапунцель». Однако можно сказать, что многие из этих сказок стали даже поистине народными, например, «Волк и семеро козлят».

Из народных сказок мы несем в свою взрослую жизнь многолетнюю мудрость народа, а из авторских запоминаем интересный сюжет, например, «Оле-Лукойе», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине».

Именно эти сказки малыши хотят слышать каждый вечер на ночь, потому что их персонажи очень яркие и легко запоминающиеся. К тому же в этих сказках добро всегда побеждает зло, что очень важно для развития детского восприятия внешнего мира.

Существуют также авторские сказки, которые пишут психологи или педагоги, и в большинстве случаев они направлены на обучение ребенка через интересные рассказы, поскольку так ему легче усваивать материал, да и о волшебных цифрах и буквах интереснее слушать, чем просто учить алфавит.

Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка.

У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание.

В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.

Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.

Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.

Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.

Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.

  • Об отношениях между людьми (бытовые сказки)

Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.

В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-такидобиваются своей цели.

А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя.

А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.

Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.

Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми.

А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни.

Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.

Дидактические сказки

Это самые явные развивающие сказки для детей, поскольку их чаще всего сочиняют педагоги. Дети не хотят учиться потому, что им это неинтересно, в маленьком возрасте им главнее игра, а не буквы и цифры.

Чтобы заинтересовать формирующийся мозг, ему нужно предложить альтернативу игре — сказку, в которой переплетается материал урока со сказочными героями, где буквы, цифры, слова сами становятся одушевленными персонажами.

Наверное, все мы помним сказку «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной.

По её мотивам даже мультфильм нарисовали, поскольку именно она заложила в нашей памяти интереснейшее правило: запятые — наиважнейшие знаки препинания, потому что они могут кардинально изменить смысл фразы («Казнить, нельзя помиловать!»). Те правила, которые мы просто заучиваем, с возрастом все равно забываются, а то, что мы узнали из сказок, остается в нашей памяти навсегда.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

С помощью правильно подобранных и сочиненных психологами сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, то есть направить его не очень правильные поступки в более позитивное русло, на примере сказки объяснить суть происходящего и возможные последствия.

Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение.

Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать.

Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы. 

Сказки, направленные на коррекцию поведения и мышления ребёнка, не всегда с «хэппи-эндом» — многие из них заканчиваются трагически. Но это лишь для того, чтобы раскрыть душу ребёнка, донести до неё самые важные жизненные ситуации и пути их решения.

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/rol-skazok-v-razvitii-lichnosti-rebenka/

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью сказок

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, смышленым и всестороннее развитым ребенком. Но стоит заметить, что особо увлекаться в этом процессе нельзя и не следует «грузить» своего ребенка всевозможными занятиями, кружками, курсами. Ведь каждому возрасту характерно соответствующий уровень интеллектуального развития.

Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

Сегодня педагоги и психологи находятся в постоянном споре о том, что же такое интеллектуальное развитие. Но в одном они схоже и под этим термином подразумевают некую сумму умений и знаний, или скорее способность усваивать эти же знания и уметь решать нестандартные ситуации. А также необходимо понимать, заранее интеллектуальное развитие ребенка не предопределено, т.е.

его можно замедлить или ускорить и даже на каком-то этапе и остановить (все это будет зависеть от обстоятельств). Поэтому если вы испытываете определенный интерес в интеллектуальном развитии своих детей, то следует направить их желание узнать практически все об окружающем мире и неуемную энергию в конструктивное русло.

Ведь дети очень активны и любознательны и на удивление быстро схватывают интересную, новую для них информацию.
Умственное развитие ребенка, прежде всего, начинается в семье: с простых игр и сказок, рассказываемых ему на ночь. Именно через сказку, фантазию, игру и детское творчество можно достучаться не только до сердца ребенка, но и желаемого интеллекта.

И в данном случае сказка будет выступать и как развлечения и как определенная ступень обучения и развития детей. Так именно со сказки берет старт знакомство малыша c окружающим миром и миром человеческих взаимоотношений.

Через сказку ребенок познает в этом мире свое место, а также получает первые попытки представить добро и зло, предательство и дружбу, трусость и отвагу. Только сказка может объяснить в доступной форме, что такое хорошо или плохо, положительный это герой сказки или отрицательный.

И порой родители недооценивают воспитательную и развивающую роль сказок в развитие детей. И забывают о том, что это народная многовековая мудрость.

Кроме того сказка не только эффективная методика развития детей, но и уникальная возможность создать и сохранить с ребенком доверительные, близкие отношения, не омраченные нудными и длинными лекциями, которые вызывают у детей только отрицательные эмоции. А сказка будит воображение и любознательность ребенка, развивает интеллект, помогает понять эмоции и желания других людей. Дети не просто слушают сказку, они ее проживают, становятся героями произведения и даже пытаются преодолевать препятствия, стоящие на пути.

Сказка в полном объеме учитывает все возрастные возможности дошкольника, ведь:

-сказочный язык доступен ребенку;
-чаще всего в сказке идет упор на образность мышления, и ребенок не заметно для себя переваривает информацию. Кроме того сказка дает логическое развитие детей;
-эмоциональный мир малыша весьма близок к настроению сказки.

Так в сказке встречаются говорящие животные.

И это очень понимает ребенок, так как в этом возрасте он не сомневается, что есть представители мира живой и неживой природы и сказочные персонажи наделены тоже такими свойствами, как и окружающие вокруг него люди, да и он сам;

-чтение сказок — лучший способ помочь ребенку привить любовь к книге.

Как сделать сказку другом вашего малыша?

1. Выбирая книгу, не забывайте: маленькие дети лучше и быстрее понимают текст, только опираясь на изображение. Первые детские книги целесообразнее приобретать яркими и четкими картинками.
2. Читать одну и ту же сказку малышу много раз. Полюбившуюся книгу малыш просит прочесть снова и снова.

Ведь при прослушивании сказки, текст ребенок воспринимает частично, а упущенное достраивается уже маленьким фантазером. И тогда одна и та же сказка предстает пред ними каждый раз по-разному. И раз за разом вживаясь в роль любимой сказки дети таким образом и оттачивают свои личностные качества.
3.

При чтении в очередной раз разнообразьте стиль прочтения: медленнее или быстрее, эмоционально или сдержано;
4. После прочтения любимой сказки попросите малыша слепить персонажей из пластилина или нарисовать иллюстрацию. Можно также сыграть эту сказку в домашнем театре или посмотреть фильм, снятого по мотивам этого произведения.

Это позволит ребенку глубже понять сказку и почувствовать;
5. Особо впечатлительным детям не стоит читать «страшные» эпизоды и даже выделять их выразительным чтением.

Всестороннее развитие ребенка кроется в огромном потенциале сказке. И чем полнее используются эти ресурсы сказки, тем интереснее, ярче жизнь детей.

Развиваем интеллект

Специалисты убеждены, если начать учить иностранный язык в раннем возрасте, то полученные знания усваиваются намного быстрее и эффективно. Процесс обучения можно также обыграть с помощью сказочных героев, начиная с самых простых слов (привет, пока, как дела и так далее). При этом ребенок должен поочередно произносить слово на родном языке и иностранном, т.е.

научить его способности переключаться. Но стоит помнить о том, что если ребенок не проявляет желание и не хочет (даже посредством сказки) воспринимать иностранный язык, то и не стоит его заставлять, видимо он еще для этого и не готов.

Чрезмерное навязывание тоже ни к чему не приведет, а наоборот выработает у ребенка определенный негатив к этому процессу, и вызовет нежелание учить язык и в будущем.
Развитие у детей в дошкольном возрасте имеют огромное значение для дальнейшего их будущего.

Поэтому на этом этапе развития ребенок должен получить все необходимые составляющие для дальнейшей полноценной жизни. Ребенок должен уметь различать слова. т.е. у него должен идти процесс формирования чуткости к слову. Например, в процессе прочтения сказки малыш должен определить, где красивые слова, грустные, сказочные или ласковые.

В тоже время у него должна развивать способность сочинять длинные и смешные слова ( лиса -«рыжехвостая», «пушистохвостая»). Детей стоит и научить различать одинаковые слова по написанию, но разные по смыслу и правильно их применять в каждом конкретном случае. Это будет способствовать также и правильной постановке ударения в слове (мука-мука).

Читайте также:  Стоит ли вводить в прикорм в питание ребенка четырех месяцев?

Всем известна тесная связь умственной и речевой деятельности. Этому тоже следует уделять должное внимание. Можно использовать игру «Определить лишнее слово». В процессе которой ребенок должен обобщить информацию и нужное отобрать. К примеру кто из героев в сказке лишний, или определить кто не подходит к определенной группу слов (собака, лиса, петух, избушка, заяц и так далее).

Родители знайте, что именно в сказках можно найти материал, помогающий вашим детям стать увереннее, терпеливее, научиться слушать и принимать противоречивость. Ведь сказка – пища для подсознания. А слова имеют свойство забываться, а ощущения то остаются.

И никогда не забывайте, что главное условие развитие интеллектуальных способностей ребенка заключаются в получении удовольствия и радости от процесса познания. Если малыш выполняет определенные задания из послушания, желания получить награду или из-за страха, то он конечно и усвоит эти знания, но это не будет иметь отношения никого к способностям.

P.S. Тесты на определение интеллектуального развитие детей дают только общую картину: соответствует ли ваш ребенок умственному развитию своего возраста. Ведь каждый ребенок – это маленький уник, и если присутствуют какие-то проблемы в решении конкретных задач, или минимальное отставание, то все решаемо, и это можно исправить.

Источник: http://vihra.ru/intellektualnoe-razvitie-rebenka-s-pomoshhyu-skazok/

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.

Педагог-психолог ГКУ СРЦН « Надежда»

Советского района г. Н. Новгорода

Васильева Галина Валерьевна.

Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда относится развитие правильной речи, фантазии и многое другое. Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания.

   Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.

   Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра. 

   При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие-то негативные стороны его личности, и развить позитивные. 

Многие дети фактически живут в сказке и сказки для детей являются проецированием реальности на их мир. Сказки являются хорошим методом терапии. По сказке ребенка можно диагностировать уже имеющиеся проблемы суметь их откорректировать.

Кем ощущает себя  ваш ребенок в этом мире: золушкой, гадким утенком, русалочкой, феей, Гарри Поттерром? Кого боится ребенок? Боязнь серого волка это проекция страха перед агрессивным отцом, а боязнь Бабы Яги – символ страха перед авторитарной мамой.

Сказкотерапия может быть для детей способом выстраивания жизненного сценария. Недаром дети подчас просят читать одну и ту же сказку. Одни любят сказки про настойчивых и напористых героев, другие – про   путешествия в дивные миры, под воду, в царство снежной королевы.

Это и определяет дальнейшую жизнь, не во всем, но во многом.

Так что, если ребенок любит сказку про богатыря, 30 лет пролежавшего на печи, а потом поражавшего  всех своей силой богатырской, кто знает, может быть, к 30 годам он станет удачливым  и сильным, и ничего, что до этого жизнь не складывалась.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог.

Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь.

Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

  • «Пропущенный кадр»
  • Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
  • Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть».

Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя.

Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Хороший метод коррекции сказкой – придумывание собственной сказки. Для детей это не только помощь в развитии фантазии и творческого потенциала, но и метод коррекции роли в обществе и всей дальнейшей жизни.

Какую роль играет ребенок в сказке? Какой у нее конец? Придумайте счастливое завершение сказки. Измените в сказке концовку – и изменится жизнь.

Со сказкой можно работать и руками. Не случайно говорится «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

некоторые приемы, работы со сказкой:

  • объемная аппликация — мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
  • пальцевая живопись — рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;
  • рисование на мокрой бумаге — смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
  • волшебный рисунок — вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
  • «живая» капля — большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
  • коллаж — в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.

Когда дети познакомились с русским фольклором, сказками , поработали с ними можно предложить сочинять им свои сказки.КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

Психологи ГКУ СРЦ « Надежда» предлагают детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях — и получится «Коллаж из сказок».

А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка».

Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок.

Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок? Приведу еще один возможный пример коллажа сказок:

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и психолога.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ

Психологи, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок.

Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств. Экстремальная ситуация: «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега.

Вдруг началась буря, и он начал тонуть…» У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у».

Тогда… Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка. Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок. СКАЗКИ из СТИШКОВ

Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто. Стишок. Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог – Весь до ниточки промок. Начало «Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…» Стишок. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Начало «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали.

«На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс.

В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро сложите лист — тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки.

Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы? СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ

Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет — чудище — и побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:

  • как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);
  • притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?
  • какие звуки ты издаешь?
  • как выглядит чудище? На кого похоже?
  • нарисуй его так, как ты его представляешь;
  • где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);
  • чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);
  • как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?
  • Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Читайте также:  Правила эксплуатации ниблера: как и с какого возраста применять?

Источник: https://infourok.ru/rol-skazki-v-razvitii-i-vospitanii-rebenka-1777860.html

«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников» статья по теме

Консультация для родителей

«Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»

подготовила педагог-психолог Лисницкая О.А.

  • 27 сентября 2012г.
  • Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников
  • Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.

 Сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем.

Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, яблочко-по-блюдечку, гусли-самогуды и прочее.

Сказка- это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями, героями…

Все мы знаем, что сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков.

Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом; она даёт почувствовать, что вокруг всё живое и о нём нужно бережно заботиться; она учит реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт помощь, как награда за внимание и заботу.

Как обо всём этом поведать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк необходимые для жизни сказочные уроки? В этом нам поможет сказкотерапия!

Сказкотерапия-это занятия направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители.

Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.

Сказка,- говорил Э.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это? Спросите Вы.

Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить.

И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу.

Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед.

Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет.

Разумеется- это не панацея, и легче всего загубить результат, если сказку представлять в менторском стиле- это напрочь разрушит необходимую доверительность общения.

Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

  1. От взрослого требуется выполнение следующих условий:
  2. — при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства. Любой артистизм исполнителя, лишенный искренности, будет напрасен;
  3. — ребенок должен видеть лицо рассказчика, чтобы была возможность наблюдать за жестами, мимикой, выражением глаз;
  4. — нельзя допускать затянувшихся пауз;
  5. — сказочная ситуация не должна иметь правильного готового ответа, должна содержать актуальную для ребенка проблему, вопросы в сказке должны побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
  6. Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

— тексты вызывают эмоциональный резонанс у детей и взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к уровню сознания и подсознания.

  • — сказкотерапия основана на идее ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, о жизненных ценностях, о внутреннем мире героя.
  • — в сказке в символической форме содержится информация о том:
  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходят мужчина и женщина;
  • какие трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.

А ещё «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Существуют свои особенности сказкотерапии:

  1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений. Есть лишь намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации.
  2. Неопределённость места действия и главного героя. Детям легко перенести себя за  тридевять земель и идентифицировать себя с главным героем.
  3. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
  4. Сказке свойственно четкое разделение добра и зла. А герой,  который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.
  5. Ореол тайны и волшебства.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.  Слушая сказки,  ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций».

Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе.

Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Однако прежде, чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям необходимо почитать книги по данной методике, где даны рекомендации специалистов и даже советы, как правильно самим сочинять сказки. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом:

  1. 1. Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.
  2. 2. «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
  3. 3. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.
  4. 4. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Родитель может предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
  5. 5. Помните о правиле: чем больше вы зададите вопросов, тем больше получите ответов. На некоторые вопросы ребёнка не сразу ответишь. Не бойтесь сказать:- Пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе!.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.

В детской сказке заложена основа будущей жизни ребенка. Мы, сами того не зная, даем своему ребенку установку на верное поведение и принципы добра и зла, справедливости, любви, дружбы.

Мы в состоянии оградить ребенка от внутренних страхов и пороков, одновременно готовя базу для будущих серьезных бесед, начиная от послушания и заканчивая сексуальным воспитанием.

Вот почему стоит тщательно отбирать сказочные истории, преподносимые детям.

Сказки несут в себе чрезвычайно важные для нас идеи:

  1. Окружающий нас мир- живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и до рукотворных вещей.
  2. Объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  4. Самое ценное достается через испытания, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с задачей сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности т доверия к окружающему миру.

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребёнком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. В этом случае сказка никогда не уведет ребенка от реальности. Наоборот,  поможет стать ему в реальной жизни активным созидателем.

На занятиях можно использовать книги, мультфильмы, лепки, кукольный театр, пальчиковый театр, рисование, музыку, цветотерапию, песок, игру с тенями и многое другое. И дети будут не зрителями, а актерами собственного театра.

Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах.

Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка.

Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/12/04/rol-i-mesto-skazkoterapii-v-psikhicheskom



Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector