Причины и методы лечения дизартрии у детей

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Содержание

Обязательные лечебные процедуры

Зачастую невозможно назначить лишь логопедический курс лечения, так как дизартрия — не самостоятельное заболевание, а следствие дисфункции нервной системы.

Но независимо от причины патологии потребуется проведение следующих мероприятий:

  • развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики;
  • совершенствование дикции;
  • исправление звукопроизношения;
  • формирование мелодического аспекта речи;
  • лечебная гимнастика.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Такие процедуры целесообразно проводить как в специальных учреждениях, так и в домашней обстановке.

Классификация заболевания

Многое зависит от степени дизартрии:

  • стёртая, или лёгкая;
  • средняя;
  • тяжёлая.

Первая не ограничивает ребёнка ни в чём: он обучается в обычной школе, нормально воспринимает и устную, и письменную речь. Единственное, что потребуется, — логопедическое вмешательство. Средняя и тяжёлая разновидности потребуют нахождения ребёнка в специальном учреждении.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Лечение медикаментами

При следующих видах дизартрии врач назначает медикаментозное лечение:

  • бульбарный (местный паралич мышц, трудности при глотании);
  • мозжечковый;
  • корковый (поражение того участка коры мозга, который отвечает за артикуляцию);
  • подкорковый (нарушение в подкорковых узлах);
  • экстрапирамидная (дисфункция лицевых мышц);
  • псевдобульбарная (центральный паралич мышц).

Все перечисленные виды патологии вызваны поражениями головного мозга разной степени тяжести.

Курс лечения всегда индивидуален. Обычно назначают препараты типа ноотропов:

Причины и методы лечения дизартрии у детей Причины и методы лечения дизартрии у детей Причины и методы лечения дизартрии у детей

  • семакс;
  • кортексин;
  • церебролизин;
  • церепро.

Действие медикаментов одинаково: улучшение памяти и умственной деятельности.

Упражнения и гимнастика

В эту группу, помимо артикуляционной и лечебной гимнастики, входит массаж (точечный и логопедический).

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Мероприятия такого рода производятся ежедневно.

Массаж

Массаж направлен на развитие лицевых мышц. Он может выполняться родителями, специалистами и самим ребёнком. Процедуры просты:

  • поглаживание, легкое пощипывание кожи нижней челюсти, щёк и губ;
  • сближение губ в вертикальном и горизонтальном положении с помощью пальцев;
  • поглаживание мягкого нёба подушечками среднего и указательного пальцев в направлении «от себя» (не дольше 2 минут).

Самостоятельно ребёнок может заниматься перед зеркалом: он должен пытаться повторить движения губ при произнесении звуков, которые видит у взрослых. Хорошим подспорьем станут картинки с изображением человека, произносящего звуки.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Тренировка речевого аппарата

Допустимы следующие упражнения:

  • медленное открывание и закрывание рта;
  • задержка рта на несколько секунд в открытом и полуоткрытом положении;
  • вытягивание губ в букву «о»:
  • поднятие губ и обнажение зубов (так называемый оскал).

Существует особая детская разновидность гимнастики — сладкая. Для выполнения упражнений используются леденцы на палочках и обычные твёрдые карамельки. Ребёнок зажимает леденец губами (при этом зубами придерживать нельзя), а родитель пытается за палочку вытащить конфету. Вместо сладкого иногда используют марлю или другой мягкий, не способный травмировать слизистую предмет.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

С карамелью производят другие манипуляции: смазывают ей разные углы рта и губы ребёнка, задача последнего — облизать обработанные отделы ротовой полости. Данное упражнение способствует укреплению мышц языка.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Физкультура

Больному дизартрией нужно развивать вестибулярный аппарат. Особенно популярно упражнение с прыжками: ребёнок, стоя на одной ноге, начинает приподниматься на носок и опускаться (взрослый поддерживает его за талию или руки); после чего ребёнок невысоко подпрыгивает на той же ноге.

Некоторые специалисты рекомендуют проводить процедуру контрастного душа и закаливания.

Для развития мелкой моторики ребёнку предлагаются игры:

  • пазлы;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • счётные палочки и др.

Дыхательная гимнастика

Ранее этот метод считался альтернативным, сейчас его действенность научно доказана. Дыхательная гимнастика устанавливает плавность речи.

Какие бы методики вы ни выбрали, существует определённый «костяк»:

  • вдохи производятся через нос и имеют резкий, «шмыгающий» характер;
  • выдохи осуществляются по инерции, концентрировать внимание на них не нужно.

Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.

Фото: Дыхательные упражнения

Логопедические упражнения

Цель логопеда всегда одна — речь ребёнка должны понимать окружающие. Соответственно, его задача — «поставить» произношение разных звуков. Курс лечения назначается индивидуально в зависимости от состояния голосового аппарата. Функции родителей — закрепление и повторение уже пройденного.

Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.

Фото: Занятия с логопедом

Прогноз

Иногда врачи рекомендуют использовать рефлексотерапию, т.е. иглоукалывание, и гирудотерапию, т.е. лечение пиявками. Оба метода являются альтернативными, они пришли в нашу страну из восточных государств и пока никак себя не зарекомендовали. Однако вред ни та, ни другая процедура не наносит.

Время лечения во многом зависит от степени заболевания и интенсивности занятий. В некоторых, особо сложных случаях вылечить дизартрию невозможно, так как нарушения тканей головного мозга необратимы. В других — достаточно месяца или двух. Средний курс терапии составляет около полугода.

Источник: http://lechenierebenka.ru/metody-lecheniya-detskoj-dizartrii/

Дизартрия у детей: что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 лет

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Читайте также:  Простые рецепты морковного пюре для грудничков

Диагностика

Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

  • Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
  • Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
  • Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
  • МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

  1. Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
  2. Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
  3. Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
  4. Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
  5. Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

  1. Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
  2. Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  4. Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась.

Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить Ссылка на основную публикацию Причины и методы лечения дизартрии у детей Причины и методы лечения дизартрии у детей

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/dizartriya-u-detej.html

Стертая и тяжелая дизартрия у детей — методики лечения, советы и отзывы

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать.

Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.

Как лечить дизартрию у ребенка

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • лечение медикаментозное;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

Причины и методы лечения дизартрии у детей Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?

Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.

Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:

  • Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
  • Магне В6.

Из серьезных препаратов могут назначить:

  1. Сосудистые: Кавинтон, Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
  2. Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
  3. Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
  4. Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.

Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.

Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.

В таких случаях часто применяется иглоукалывание (рефлексотерапия), физиопрецедуры и даже гирудотерапия (лечебные пиявки). Эти способы лечения являются вспомогательными.

Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.Причины и методы лечения дизартрии у детей

Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи.

  • Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада.
  • Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.
  • Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка.

Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.

В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.

Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.

Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.

Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм.

Осложнения и последствия

Дизартрия может привести к следующим осложнениям:

  • проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
  • социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
  • депрессии и социальной изоляции.

Отзывы родителей и врачей о методах лечения

Лечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:

  1. Елена. Моему сыну 5 лет поставили диагноз — дизартрия и ОНР 3 степени. Больше года мы работаем с частным логопедом и в результате имеем очень хорошие результаты, причем особенно заметны они тем, кто давно не видел моего сына. Конечно до идеала еще далеко, но мы работаем и отступать не собираемся. В сентябре уже собрались идти в логопедический детский садик, надеемся, что станет еще лучше.
  2. Марина. У моего сына тоже была дизартрия. Сейчас ему уже 14 лет — не осталось ничего практически явного от этой болезни. Он учится в англо-немецкой гимназии и имеет по английскому и русскому языку самые высокие оценки. Долго работали с логопедом частным образом. Ему делали специальный массаж, физиопроцедуры и физические упражнения.
  3. Виктор Петрович, доктор. Бездействие — враг в достижении положительного эффекта в лечении, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. И еще, дорогие родители, ни один специалист не избавит ребенка от дизартрии без вашей помощи.

Прогноз

Причины и методы лечения дизартрии у детей

  1. Причем основную роль в лечении играет терапия ключевой болезни, усердие пациента и его родителей.
  2. На практически полную нормализацию функцию речи могут рассчитывать в случае дизартрии стертой.
  3. Такие дети, овладевая навыками правильной речи, могут вполне обучаться в обычной школе, а логопедическую помощь получать в поликлинике или школьном логопункте.

В случаях тяжелых возможно лишь улучшение состояния речи. Комплексный подход, включающий работу с логопедом, массажиста, невролога, психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре поможет достичь оптимального результата.

Профилактика дизартрии заключается в предупреждении нейроинфекции у ребенка, а также травм головного мозга, токсического воздействия.

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения.

Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии.

Читайте также:  Каким должен быть рацион питания кормящей мамы

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

  • В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
  • В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.
  • Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.

Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой.

Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных.

Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм.

Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза.

Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития.

В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи.

В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Дизартрия у ребенка — полный список действий

Ваш сын или дочь плохо разговаривают. Врач говорит вам, что у ребёнка дизартрия. Стоит ли всегда безоговорочно доверять докторам и их диагнозам. И может ли родитель самостоятельно выявить у ребёнка, такое сложное речевое нарушение, как дизартрия. Давайте подробно разберём эти и другие вопросы в данной статье.

Читайте также:  Что делать с высыпаниями у грудничков на лице?

Оглавление:

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж.

В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Что делать родителям, если у ребёнка дизартрия

В зависимости от степени тяжести дизартрии, можно предпринять следующие действия:

Дизартрия средней степени тяжести.

  1. Показать ребёнка неврологу и логопеду, владеющему техникой логопедического массажа.
  2. Если водить к логопеду возможности нет, самостоятельно дома делать элементы логопедического массажа и комплекс артикуляционной гимнастики.
  3. Формировать правильное речевое дыхание с помощью специальных игр и упражнений.
  4. Развивать мелкую моторику. Это могут быть пазлы, лепка из пластилина, конструкторы LEGO, другие игры и занятия. Также, для развития мелкой моторики, применяют нетрадиционные методы воздействия, такие как Су-Джок терапия. Подробнее об этом, вы можете узнать, прочитав мою статью: «Секреты Су-Джок терапии для развития речи детей».
  5. Займитесь общим укреплением организма малыша.

Лечебная гимнастика, закаливание и другие мероприятия для укрепления здоровья.

Дизартрия лёгкой степени тяжести.

  1. Показать ребёнка врачу неврологу.
  2. Записать на занятия к логопеду.
  3. Если возможности нет, посещать логопедические занятия, то самостоятельно дома с ребёнком делать артикуляционную гимнастику.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Работать над развитием правильного речевого дыхания.

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

Причины и методы лечения дизартрии у детей

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус повышен. Тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус пониженный, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи.

Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

  • Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.
  • В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
  • Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука.

Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений.

Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Заключение

От родителей ребёнка, у которого поставлен диагноз дизартрия, требуется большая самоотдача.

Ранняя диагностика, длительная логопедическая работа, медицинское наблюдение и лечение, вот далеко не полный список мероприятий, проводимых при дизартрии. Родители, которые в полной мере участвуют в этой работе, помогают своим детям справиться с данной проблемой в разы быстрее и эффективнее.

Надеюсь, данная статья была вам полезна. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями по данной проблеме.

Желаю удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Источник: https://algebrazhizni.ru/dizartriya-u-rebenka/



Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector