Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

  • У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.
  • Кризисы у детей по годам можно преодолеть, если прислушаться к советам психологов.
  • Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит конфликты.

Что делать, если ребенок не слушается? Советы психологов подскажут вам!

Психология и понятие

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса. Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признаки Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие перепады настроения. Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется ревность: чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрасте Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзя Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и успокаивается.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например: он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки:

  1. Необъяснимое поведение. Дети могут сначала обнять близкого человека, а затем ударить его, либо внезапно выбросить на пол любимую игрушку.

    Такие действия объясняются перестройкой работы нервной системы, взрослением.

  2. Всегда рядом с мамой. Дети повсюду следуют за матерью, куда бы она не пошла и плачут, если вдруг мама отправилась по своим делам.
  3. Упрямство. Ребенок начинает проявлять упрямство и нежелание следовать мнению родителей. Например: чадо может снять надетую на него рубашку и взять в руки другую, показывая, что ему нравится другая одежда. Бывают случаи отказа кушать определенную пищу: он выплевывает еду, плачет.
  4. Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

  5. Познание мира. Малыш пытается изучить этот мир, не прибегая к помощи родителей: пытается выбраться из кроватки, убегает от мамы, делает все то, что ему запрещено. Если мама сказала не трогать определенные вещи, то он обязательно захочет к ним подойти и плачет, если эту вещь у него отобрали.

Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка. У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша, но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

В два года

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность.

Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость.

Большинство детей в этом возрасте говорят: «не хочу», «не буду», «нет», «я сам». Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать. Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать «нет». Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности. Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

Психологи рекомендуют находить общий язык с детьми, пытаться вести себя по-дружески. Запреты должны разъяснятся, произносится спокойно, поскольку строгость воспримется, как приказ.

3 года

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

В три года ребенок становится еще самостоятельнее: пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

Основными признаками кризиса трех лет являются:

  1. Негативизм. Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
  2. Строптивость. Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
  3. Деспотизм. Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
  4. Своеволие. Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

6 лет

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

  1. Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.
  2. Чадо уже не закатывает истерики, не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.
  3. Перестройка организма проявляется по-другому:
  1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
  2. Формирование страхов. Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
  3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

В 7

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

  • Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья, нужно будет принимать многие решения самостоятельно.
  • Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.
  • Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.
  • Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

В 8

В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость. Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и самоуверенность, может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

  1. Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.
  2. Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.
  3. Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

  • Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.
  • Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.
  • Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

Наша интересная группа Вконтакте:

Источник: https://psyholic.ru/deti/krizis-3-let.html

Возрастные кризисы у детей

Наступает определенное время, и каждым родителям приходится разрешать такую серьезную проблему, как возрастные кризисы у детей. Достаточно тяжело переживается ситуация, когда любимец всей семьи становится неуправляемым тираном.

Ребенок готов на любые поступки, даже самые абсурдные, лишь бы настоять на своем и получить желаемое. Подобные состояния известны как кризис возраста. Они характеризуются прежде всего специфическими негативными проявлениями.

Таким образом, преодолевается очередная волна взросления, и родителям нужно проявить терпение и такт, чтобы это время прошло максимально быстро и безболезненно для всех.

Кризис 1 года у ребенка

Существуют определенные периоды, связанные с изменениями привычек и поведения малыша. Они известны как возрастные или личностные кризисы, тесно связанные с процессом взросления. В течение всей жизни они регулярно повторяются. Первый из них, наиболее заметный и ярко выраженный кризис, наступает у ребенка в 1 год.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Суть проблемы заключается в появлении новых потребностей, поскольку старые уже утратили свою актуальность и не соответствуют достигнутому возрасту. Именно в это время ребенок начинает ходить и исследовать все, что его окружает.

Однако в большинстве случаев все устремления наталкиваются на категорические родительские запреты. Естественной реакцией малыша становится проявление упрямства, капризы и слезы.

Родители должны не пропустить этот момент и заранее настроиться на возможные конфликтные ситуации.

Признаки наступления возрастного кризиса:

  • Упрямство и непослушание. Ребенок уверен в своей самостоятельности и любое подчинение вызывает у него стойкую неприязнь.
  • Настроение постоянно меняется. Это может произойти совершенно неожиданно. Недовольство проявляется буквально во всем. Хорошее настроение очень быстро сменяется агрессивным поведением.
  • В поведении становятся заметны противоречия. Ребенок вначале просит игрушку, а затем ее тут же выбрасывает. Он обнимает кого-то из близких, после чего может сразу же ударить.
  • Проявление обидчивости. Проявляется в частом плаче и капризах без видимых причин. Успокоить ребенка в таких ситуациях практически невозможно.
  • Малыш боится потерять маму и постоянно ходит следом за ней. Он требует постоянного внимания и общения. Проявляются первые признаки ревности.
Читайте также:  Какие фрукты можно есть кормящей маме?

Основной причиной такого поведения становится всестороннее развитие годовалого малыша – умственное и физическое. Он активно изучает окружающий мир, способен брать и держать в руках предметы, ранее недоступные. Любой запрет вызывает резкую негативную реакцию. В первую очередь это касается еды и ходьбы без посторонней помощи, когда родители продолжают кормить с ложечки и водить за руку.

Другая причина кризиса связана с неправильной реакцией взрослых на сопротивление и агрессию. Очень часто родители начинают злиться, кричать, а в некоторых случаях используют силовые методы.

Необходимо перестроить свое отношение, предоставить ребенку больше свободы, уважать его формирующуюся личность.

Сам кризис может продолжаться от одной недели до года, в зависимости от характера малыша и поведения взрослых.

Как справиться с возрастным кризисом:

  • Следует максимально избегать запретов. Чтобы лишний раз не провоцировать ребенка на капризы, запрещенную вещь лучше на время спрятать в недоступном месте.
  • Не стоит постоянно пресекать инициативу и проявления самостоятельности. Если ребенок отказывается кушать, не нужно его заставлять. Он обязательно поест после того как проголодается.
  • Нужно с пониманием относиться к просьбам и пожеланиям малыша, несмотря на то, что он еще не может точно выразить свою мысль. Рекомендуется чаще играть с ним, заниматься и проводить вместе как можно больше времени.

Проявление постоянного внимания способствует еще и развитию речи. С ребенком можно разговаривать абсолютно обо всем, спрашивать его мнение по любым вопросам. Такой подход позволяет переключить внимание с кризисного состояния на другие проблемы.

Кризис 2 лет у детей

Следующий возрастной кризис случается у детей в 2 года. Эти явления могут наступить раньше или позже ориентировочного срока, в зависимости от степени развития и особенностей воспитания.

Кризисное состояние возникает и развивается по целому ряду причин. К 2 годам активность ребенка значительно повышается. Он проявляет все большее любопытство и стремление к самостоятельности.

Границы окружающего мира еще более расширяются, что оказывает влияние на его освоение и построение взаимоотношений.

  Развитие мышления у детейКризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Однако поведение ребенка в этот период начинает заметно портиться. Он часто впадает в истерику, проявляет упрямство. Все это связано со стремлением к еще большей самостоятельности.

Малыш считает, что вполне способен справиться с некоторыми проблемами без помощи и участия родителей. Он пытается подражать матери во время уборки и повторяет все ее действия.

Некоторые родители пытаются ограничить доступ ребенка к своим делам, в результате, запреты и сдерживания приводят к истерике.

Малыш в 2 года еще не в полном объеме усвоил разговорную речь и не может донести до родителей все свои желания и потребности. В связи с этим, они не всегда находят общий язык, и общение нередко заканчивается криками и истерикой.

Иногда такая реакция вызвана запретами на новые действия, например, рисование фломастерами на обоях или мебели. Чаще всего кризисные состояния проходят в течение короткого периода. За это время ребенок получает толчок для дальнейшего развития и меняет свое поведение.

Но, в некоторых случаях кризис может продолжаться больше года, из-за ошибок в поведении родителей и неудачного стечения обстоятельств.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Начало кризиса двухлетнего возраста характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Прежде всего, это неуправляемое поведение и непредсказуемые реакции на обычные вещи. Ранее послушный ребенок никак не реагирует на уговоры и прочие проверенные методы воздействия. Малыш полностью игнорирует любимые игры и развлечения.

Истеричное поведение является основной чертой кризисного периода. Ребенок ведет себя агрессивно, кричит и плачет, падает на пол, ломает игрушки, разбрасывает вещи. В такие моменты его очень трудно успокоить. Даже незначительные ситуации могут вызвать истерику, например, тарелка с едой не того цвета или вместо банана было предложено съесть яблоко.

Существуют определенные рекомендации по преодолению кризисной ситуации. Все силы родителей должны быть направлены на поиск новых путей и способов общения с малышом. Нужно помочь ребенку пережить этот сложный период. На капризы следует реагировать спокойно. Хорошим отвлекающим фактором считаются игры.

Должен быть определен круг обязательных запретов, которые нельзя нарушать. Однако, если инициатива проявляется в разрешенной области, то в этом случае нужно позволить малышу проявление определенной самостоятельности.

Это позволит безболезненно преодолеть неприятную ситуацию и расширить для ребенка границы дозволенного.

Кризис 3 лет у ребенка

Кризис трехлетнего возраста является очередным этапом борьбы ребенка за свою самостоятельность. Фразу «Я сам!» чаще всего можно услышать от малыша. Это важный период, помогающий подняться на следующую ступень развития. Через него проходит практически каждый ребенок.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Во время кризиса ломаются прежние и устанавливаются новые качества личности. Становится заметно отделение малыша от взрослых. Возникает сильная тяга к самостоятельному решению всех вопросов. Поэтому любые попытки давления встречают яростное сопротивление. Часто проявляется упрямство, малыш становится жадным и ревнивым.

Трехлетний ребенок встречает в штыки все предложения взрослых, он затевает ссоры с окружающими, проявляет агрессию, кусается и дерется, ругается бранными словами.

Такое поведение приходится на период с 2,5 до 3,5 лет, когда дети уже осознают себя как самостоятельную личность и начинают проявлять собственную волю.

Кризис может продолжаться вплоть до 4-х лет в зависимости от обстановки в семье и степени развития самого ребенка.

  • Родители должны отказаться от авторитарных методов воспитания и чрезмерной опеки. Нужно выбрать одну линию поведения и предъявлять одинаковые требования. При общение с малышом нужно быть чутким и терпеливым, особенно при истерике, слезах и сильной раздражительности. Ребенок должен понять, что манипулировать таким образом родителями у него не получится. Как правило, дети сами успокаиваются, когда видят, что их крики и слезы ни на кого не действуют.
  • Не стоит вступать в ненужные споры и переломить упрямство с помощью силы. Нужно всегда помнить, что ребенок проверяет родителей разными способами. Многое из того, что ранее разрешалось, теперь становится запрещенным. Поэтому приходится строить новые взаимоотношения не только со взрослыми, но и с окружающим миром.
  • Трехлетние дети совершенно не терпят, когда ими командуют. Это только усиливает нервное напряжение. Не нужно лишний раз вмешиваться в его действия или торопить, уговаривать во время еды. После приема пищи малыша надо сразу же выпустить из-за стола.
  • Необходимо при каждом удобном случае давать возможность для проявления самостоятельности. Это касается одевания и раздевания, других несложных заданий, которые можно смело поручить. Принятию самостоятельных решений, выбора одежды, игрушек и других позиций, представленных в нескольких вариантах.
  • Родители должны уступать в мелочах и не идти на принцип, когда этого не требуется. В любых конфликтных ситуациях необходим поиск компромиссных решений, удовлетворяющих обе стороны. Основой воспитания становятся в первую очередь не запреты и наказания, а разрешение действовать, в зависимости от конкретных обстоятельств. Регулярные принуждения приводят к снижению самооценки, делают ребенка упрямым, безынициативным, лишают его самостоятельности. Не нужно все делать за него, лучше всего предложить свою помощь.
  • Трехлетние дети уже осознанно реагируют на проявление любви и ласки со стороны близких. Поэтому не стоит ругаться из-за каждого незначительного проступка. Ребенок просто решит, что его разлюбили. Поэтому разбор таких ситуаций должен проходить в спокойной атмосфере, чтобы не дать толчок к развитию комплекса вины.
  • Ведущую роль в этом возрасте играют различные игры. Участие в них взрослых облегчает общение с ребенком. Ролевые игры способствуют обучению новым навыкам, правилам и нормам поведения. Нужно чаще хвалить и поддерживать малыша при достижении им успехов.

  Особенности нервной системы у детей

Таким образом, кризис у трехлетнего ребенка становится серьезным испытанием для родителей. Если возникшие проблемы кажутся неразрешимыми, необходимо воспользоваться помощью детского психолога для восстановления нормальных взаимоотношений в семье.

Кризис 4 лет у детей

К четырем годам дети взрослеют еще больше и уже более осознанно реагируют на интересные и поучительные факты из окружающей действительности. В этот период начинается формирование характера, который остается в течение всей жизни.

Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

Происходят психологические изменения, связанные со следующими факторами:

  • Недостаток внимания в семье заставляет ребенка предпринимать попытки заполучить его всеми доступными способами.
  • Очень мало общения с посторонними. Отсутствие друзей и постоянное нахождение в домашних стенах приводят к проблемам в общении со сверстниками.
  • Отсутствие интересного насыщенного досуга, увлечений, однообразие повседневной жизни.
  • Причиной кризиса нередко становятся сложные ситуации, связанные с привыканием к новым условиям или новому коллективу.

Кризисные проявления носят индивидуальный характер. В этот период малыш находится в подавленном эмоциональном состоянии, теряет интерес к общению, любимым играм и мультфильмам. Снижается активность, ухудшается аппетит, нарушается сон.

Он может постоянно тревожиться, впадать в истерику и плакать без видимых причин. Ребенок становится агрессивным и неуправляемым, нередко сам провоцирует конфликтные ситуации, перестает слушать родителей. Таким образом он пытается проявить свой характер.

Все эти проявления соответствуют кризисной ситуации и требуют принятия необходимых мер.

В первую очередь родители должны окружить ребенка заботой и вниманием, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Однако не стоит опускаться до чрезмерной опеки, поскольку это может привести к ухудшению ситуации. Необходимо как можно больше общаться с малышом, это снимет сразу же множество проблем, поможет завоевать доверие. Будет намного легче найти общий язык и совместно решить все проблемы.

Однако возрастные кризисы у детей 4-х лет предполагают определенную строгость в воспитании. Нельзя выполнять любой каприз по первому же требованию. Необходимо находить решения, устраивающие всех. Недопустимы физические наказания, оказывающие негативное влияние на характер малыша, его психику и дальнейшее отношение к родным.

Источник: https://shop-kid.ru/vozrastnye-krizisy-u-detej

Возрастные кризисы у детей. Миф или правда?

eco_babyДети разные. Родители тоже. Именно поэтому одни считают что возрастные кризисы, придумали ленивые родители- что б оправдать свою неспособность к воспитанию; другие- что «кризис» это некий монстр вселившийся в ребенка, который вскоре уйдет.Итак, что такое кризисы на самом деле и как их пережить?Кризисы возраста у ребенка от 1 года до 17 лет

В переводе с греческого языка кризис — «решение, поворотный пункт».

Возрастные кризисы – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Кризисы у детей лежат внутри отношений взрослого и ребенка. Они возникают там, где родители не вовремя или неграмотно реагируют на желание ребенка проявить свое Я.У детей это может проявляться упрямством, непослушанием, агрессией. Самое интересное, что дети, не воспринимают такие переходные этапы, как кризисные. В основном, «кризисом» их окрестили родители, дети которых более болезнее воспринимают такие повороты.  Каждый период может быть обоснован или изменением социального окружения, или физиологическим развитием, а может — определёнными событиями: развод родителей, смерть бабушки,  рождение ребенка, болезнь. Каждый из них, меняет мировозрение ребенка в корне.  Шихи Гейл утверждает, что они случаются раз в семь лет, на протяжении всей жизни. Так что, вполне может ваш кризис , наложиться на кризис возраста ребенка. Так что, это, все таки кризис?Я б, скорее сказала б что это не кризис, а этап, новая ступенька, и то заберетесь вы на нее или прежде, пару раз споткнетесь- говорит только в пользу или против вашей методики воспитания. В хороших семьях, где у родителей разумная, согласованная позиция и воспитанием они управляют, возрастные кризисов у детей не бывает. Поэтому если вас, в поведении ваших малышей, чтото не устраивает- пора сесть за стол, с чашкой чая, и папой ( в некоторых случаях с психологом) и трезво, посмотреть на свои методы воспитания. Если есть проблема- всегда есть к ней решение! Помните об этом Но! Не стоит забывать и физиологических аспектах каждого возраста! Попробуем их расмотреть.

Читайте также:  Лицензии

Новорожденные  (первые 6-8 недель жизни)

Самый первый кризис ребенка специалисты рассматривают с двух точек зрения: физиологической и психологической. На уровне физиологии младенец должен адаптироваться к новому способу существования («сухопутному», по сравнению с внутриутробным «водным»): самостоятельно дышать, согревать себя, добывать и переваривать пищу. Спокойный режим дня, регулярный сон и питание, хорошо налаженный процесс грудного вскармливания — все это поможет крохе вскоре почувствовать себя «своим» в этом мире. А вот процесс психологической адаптации во многом зависит от действий и эмоций родителей малыша. Новорожденный лишен основных средств общения, остро нуждаясь при этом в нашей помощи и поддержке. Поэтому сейчас чрезвычайно важна материнская интуиция: мама способна «прочитать» даже те потребности малыша, о которых он сам не догадывается. Доверять себе, доверять ребенку, а не советам окружающих — это так просто… и так сложно! Но именно в этом секрет. Держать на ручках, обнимать, кормить грудью, защищать от тревог и стрессов — собственно говоря, это все, что нужно маленькому человечку. Ну и папина поддержка тоже, безусловно. Кризис новорожденности завершается через 6-8 недель — с появлением, так называемого комплекса оживления. Малыш уже освоился!

Детство (12-18 мес). Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

Главные моменты, приводящие к развитию новых отношений ребенка с миром в этот период, — обучение ходьбе и речи (пусть не совсем понятной, но, тем не менее, психологи называют этот «птичий» язык очень серьезно — автономной детской речью).

Одновременно ребенок начинает понимать, что мама, по-прежнему находящаяся в центре его мироздания, не принадлежит ему всецело — оказывается, у нее есть собственные интересы, своя жизнь!.. И малыш начинает опасаться, что его потеряют или бросят.

Именно поэтому детки, едва научившиеся ходить, порой ведут себя очень странно. Могут прибегать к маме поминутно, проверяя, на месте ли она, или, наоборот, убегать во всю прыть, принуждая ее бегать следом, уделяя чаду повышенное внимание.

В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые» решения: это могут быть настоящие «акции протеста», «оппозиции», противопоставления себя другим (особенно характерны такие реакции для ребенка, который воспитывается в семье с достаточно жесткими правилами и регламентированным распорядком жизни). Бороться с крохой бесполезно, а точнее — недопустимо! Ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке, как физической, так и эмоциональной. И если с физической поддержкой все понятно, то эмоциональную стоит немного подкорректировать. Очень важно осознать, что ваш малыш уже не то беспомощное существо, каким был еще недавно, и немного «отпустить» его, позволить развиваться в собственном темпе

Знаменитый, злой «кризис 3х летнего возраста.»

Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Главный мотив действия – сделать наоборот. Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанью ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может. Помогите ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит. Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.Но надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляются и серьезные психические отклонения.

Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте, нередко способствуют выявлению нервно-психических заболеваний.

У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонение психического развития — ранний детский аутизм. Его характерная черта — резкое ослабление потребности в контактах с окружающими.

Ребенок ни с кем не хочет разговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведение окружающих— он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса к игрушкам, животным, к появлению новых людей — живет как бы отгороженным от внешнего мира.

Его развлечение — это повторяющиеся однообразные движения, например, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачивание туловища… Такие странности в поведении ребенка, отсутствие естественных детских интересов должны насторожит.

Школьники ( 6-8 лет)

Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка — он становится школьником. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы.

Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств.

Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так, у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота.

В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти на занятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников.

Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен.

Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе.

Физиологические особенности данного возраста (6-8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача. Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований

Пубертатный кризис (12-14 лет)

связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня.

Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.  Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые..Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения.

Для тех и других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близкимПодросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чем первоклассник.

Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Грань между естественными особенностями третьего криза и возникающими у детей в возрасте 12-15 лет психическими расстройствами иногда трудноуловима. Но о возможности таких расстройств надо знать: в этот период, особенно при ускоренном темпе физического и полового созревания, может выявиться скрытая предрасположенность к некоторым серьезным психическим заболеваниям.

Если поведение подростка не укладывается в рамки обычного, если вы замечаете у него резкие колебания настроения, причудливые увлечения, если он стал очень замкнут, холоден, отрешен от обычных для его сверстников занятий и интересов, обратитесь к психиатру — такой специалист вам поможет.

Взросление (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Читайте также:  Яблочное пюре для грудничка своими руками

О кризисе 30 и 45 летнего возраста писать не буду.. хоть ваш малыш, и в 50 будет для вас ребенком, но я думаю, что последующие свои переломные и переходные моменты, он должен научиться решать сам.. ну или с помощью своей жены/мужа J

Источник: https://eco-baby.livejournal.com/55758.html

Возрастные кризисы у детей ( с 0 до 15 лет)

                  «Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их следовало бы задать теоретически»

Л. С. Выготский

Разделение дорог — именно так переводится на русский греческое слово krineo, от которого и образовалось понятие «кризис», что значит «поворотный пункт, революционный прыжок в развитии — тяжелый, но очень полезный, если он пройден правильно». Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей.

Причем, на долю периода детства и отрочества приходится, по мнению психологов, львиная доля возрастных кризисов, что, вполне объяснимо. Ведь детство само по себе — это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно.

Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими. Принято выделять пять основных кризисных периодов:

  • — кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);
  • — кризис раннего детства (12-18 месяцев);
  • — кризис трех лет (2-4 года);
  • — кризис 6-8 лет;
  • — пубертатный кризис (12-14 лет).
  • Кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни)

Самый первый кризис ребенка специалисты рассматривают с двух точек зрения: физиологической и психологической. На уровне физиологии младенец должен адаптироваться к новому способу существования («сухопутному», по сравнению с внутриутробным «водным»): самостоятельно дышать, согревать себя, добывать и переваривать пищу.

Спокойный режим дня, регулярный сон и питание, хорошо налаженный процесс грудного вскармливания — все это поможет крохе вскоре почувствовать себя «своим» в этом мире. А вот процесс психологической адаптации во многом зависит от действий и эмоций родителей малыша. Новорожденный лишен основных средств общения, остро нуждаясь при этом в нашей помощи и поддержке.

Поэтому сейчас чрезвычайно важна материнская интуиция: мама способна «прочитать» даже те потребности малыша, о которых он сам не догадывается. Доверять себе, доверять ребенку, а не советам окружающих — это так просто… и так сложно! Но именно в этом секрет.

Держать на ручках, обнимать, кормить грудью, защищать от тревог и стрессов — собственно говоря, это все, что нужно маленькому человечку. Ну и папина поддержка тоже, безусловно.

Кризис новорожденности завершается через 6-8 недель — с появлением, так называемого комплекса оживления. Малыш уже освоился! Еще бы, разве иначе он улыбался бы так нежно при одном лишь взгляде на любимое мамино лицо?

Кризис раннего детства (12-18 месяцев)

Кризис первого года жизни был изучен психологами раньше всех остальных. Главные моменты, приводящие к развитию новых отношений ребенка с миром в этот период, — обучение ходьбе и речи (пусть не совсем понятной, но, тем не менее, психологи называют этот «птичий» язык очень серьезно — автономной детской речью).

Одновременно ребенок начинает понимать, что мама, по-прежнему находящаяся в центре его мироздания, не принадлежит ему всецело — оказывается, у нее есть собственные интересы, своя жизнь!.. И малыш начинает опасаться, что его потеряют или бросят. Именно поэтому детки, едва научившиеся ходить, порой ведут себя очень странно.

Могут прибегать к маме поминутно, проверяя, на месте ли она, или, наоборот, убегать во всю прыть, принуждая ее бегать следом, уделяя чаду повышенное внимание.

В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые» решения: это могут быть настоящие «акции протеста», «оппозиции», противопоставления себя другим (особенно характерны такие реакции для ребенка, который воспитывается в семье с достаточно жесткими правилами и регламентированным распорядком жизни). Бороться с крохой бесполезно, а точнее — недопустимо! Ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке, как физической, так и эмоциональной. И если с физической поддержкой все понятно, то эмоциональную стоит немного подкорректировать. Очень важно осознать, что ваш малыш уже не то беспомощное существо, каким был еще недавно, и немного «отпустить» его, позволить развиваться в собственном темпе (при этом оценивая его возможности и «подталкивая» или «притормаживая» кроху время от времени).

Кризис трех лет (2-4 года)

Кризис трех лет психологи относят к числу острых — ребенок действительно трудно управляем, его поведение почти не поддается коррекции. В еще небогатом словаре ребенка самым частым становится «не хочу».

Впрочем, он не столько говорит, сколько действует: вы зовете его, а он убегает, вы просите положить игрушку в коробку, а он швыряет ее на пол, вы говорите ему, что хлеб крошить нельзя, а он нарочно крошит. Ваш отказ в какой-то его просьбе, запрет что-то брать, куда-то идти вызывает реакцию протеста.

Малыш кричит во весь голос, топает ногами, а бывает, и замахивается на вас со злым и сердитым лицом, со слезами на глазах. Что случилось? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет, начинает ощущать себя личностью. Это повышает его активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого.

А силенок, умения еще не хватает. Что-то ему не нравится, что-то не получается. И всю неудовлетворенность он выражает вот такими средствами…

Не надо сердиться на ребенка, пытаться «переломить» его, отвечать на его крик криком, тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишь закрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированию отрицательных, черт характера.

Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, он тяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть, отрицательно относится к кому-либо — допустим, его обижают старшие дети?

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанью ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может.

Помогите ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит.

Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.

Но надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляются и серьезные психические отклонения.

Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте, нередко способствуют выявлению нервно-психических заболеваний.

У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонение психического развития — ранний детский аутизм. Его характерная черта — резкое ослабление потребности в контактах с окружающими.

Ребенок ни с кем не хочет разговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведение окружающих— он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса к игрушкам, животным, к появлению новых людей — живет как бы отгороженным от внешнего мира.

Его развлечение — это повторяющиеся однообразные движения, например, вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, раскачивание туловища… Такие странности в поведении ребенка, отсутствие естественных детских интересов должны насторожить. Надо обязательно показать малыша детскому психоневрологу. Психические заболевания, начавшиеся в раннем возрасте, имеют, к несчастью, неблагоприятное течение, и, естественно, чем раньше начато лечение, тем больше надежд на то, что оно будет успешным.

Кризис 6-8 лет

Данный возрастной кризис совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка — он становится школьником.

Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином «школьный невроз». Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так, у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота.

В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться, чтобы идти на занятия, забывает задания, не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников.

Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен. Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе.

Физиологические особенности данного возраста (6-8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни.

Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача.

Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок, — так можно только усилить негативное отношение к учению. Нельзя упускать из виду, что именно в 7-8 лет у детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервые могут появиться такие нарушения поведения, как уход из дома. Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссор родителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.

Пубертатный кризис (12-14 лет)

Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в 12-15 лет. Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения.

Для тех и других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близким. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки.

Не умея утвердиться в учении, творчестве, спорте, утверждаются, приобщаясь к курению, алкоголю, наркотикам, вступая в ранние половые связи. Для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление к времяпрепровождению в группе сверстников — это для них тоже один из способов самоутверждения.

Подросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чем первоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия.

Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное. Грань между естественными особенностями третьего криза и возникающими у детей в возрасте 12-15 лет психическими расстройствами иногда трудноуловима.

Но о возможности таких расстройств надо знать: в этот период, особенно при ускоренном темпе физического и полового созревания, может выявиться скрытая предрасположенность к некоторым серьезным психическим заболеваниям. Если поведение подростка не укладывается в рамки обычного, если вы замечаете у него резкие колебания настроения, причудливые увлечения, если он стал очень замкнут, холоден, отрешен от обычных для его сверстников занятий и интересов, обратитесь к психиатру — такой специалист вам поможет.

Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно.

И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания.

Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Источники:

http://www.mamam-papam.ru/

http://uaua.info/

Источник: https://ivanovomama.ru/article/krasota-i-zdorove/vozrastnye-krizisy-u-detey-s-0-do-15-let/



Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector