Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Физическое развитие очень важно для новорожденного ребенка. Специалисты считают, что у деток первого года жизни умственное и физическое развитие неотделимы друг от друга.

Чтобы малыш гармонично развивался, следует уделять внимание не только моторике и сенсорике, но и гимнастическим упражнениям. Гимнастика для новорожденных должна стать обязательным пунктом режима.

Как правильно ввести занятия с новорожденным в ежедневную практику? Какие упражнения предпочесть в первые месяцы жизни крохи?

Содержание

Для чего нужна гимнастика

Физическая активность важна в любом возрасте. Человек, который много двигается, занимается спортом, всегда лучше выглядит и отличается крепким здоровьем. Этот принцип относится и к взрослым, и к малышам.

Новорожденный ребенок не исключение.

Доказанный факт: если с ребенком ежедневно занимаются массажем и различными упражнениями, то он развивается более быстро, гармонично и часто опережает сверстников как в физическом, так и в умственном плане.

Польза гимнастики огромна:

  • Ребенок быстрее познает свое тело и привыкает к нему.
  • Тактильный контакт с матерью успокаивает кроху и благотворно влияет на развитие психики.
  • Развивается координация движений.
  • Укрепляются мышцы и суставы.
  • Улучшаются обменные процессы.
  • Гимнастика для младенцев позволяет развить нужные рефлексы.

Особенно стоит обратить внимание на гимнастику мамам, которые предпочитают тугое пеленание. В этом случае ребенок лишен возможности свободно двигаться, мышцы затекают и не развиваются. При таком способе пеленания зарядка для новорожденных просто необходима. Она должна стать обязательной ежедневной процедурой!

Если пеленки не используются, то малыш сам рефлекторно будет достаточно активно двигаться. В этом случае гимнастику для новорожденных можно ввести просто как приятное и полезное времяпрепровождение.

Когда начинать занятия

Физическое развитие детей до года чрезвычайно важно, поэтому начинать нужно как можно раньше. Если нет никаких врачебных противопоказаний, то первое занятие можно провести уже на второй неделе жизни младенца.

Если есть какие-то опасения, то предварительно можно проконсультироваться с педиатром.

Как ввести занятия в ежедневную практику

Начинать делать зарядку для грудничка необходимо плавно и постепенно. Для начала можно взять два-три упражнения и делать их каждый день в одно и то же время, например, перед купанием. Важно помнить, что должен пройти минимум час после кормления.

Продолжительность гимнастики для новорожденного должна быть не более 3-6 минут. Упражнения повторяются до 5-7 раз. В таком режиме можно заниматься до месяца.

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Хорошо, если каждое упражнение мама будет сопровождать ласковыми словами, стишками и песенками. Это не только успокоит малыша и настроит его на позитивный лад, но и поможет в развитии слуха и речи

После месячного возраста постепенно можно увеличить количество упражнений до 7-10 и делать их уже более продолжительное время – 10-13 минут.

Необходимо помнить, что гимнастика для новорожденных должна быть приятна ребенку. Если малыш плачет и видно, что ему какое-то движение доставляет дискомфорт, то следует сразу прекратить зарядку.

Через некоторое время можно попробовать снова, но выбрав другие упражнения.

Не стоит заниматься с ребенком гимнастикой, если он болен или переутомлен!

Гимнастика для месячного ребенка

Если крохе всего несколько недель от роду, то выбирать упражнения стоит аккуратно. Главное правило – не навреди.

Советуем почитать:Как делать массаж новорожденным детям

В этом возрасте большинство грудных деток имеют гипертонус мышц, поэтому зарядка для новорожденных должна быть направлена на расслабление.

Можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • Разведение ручек в разные стороны и скрещивание их на груди.
  • Поднятие ручек вверх-вниз (мельница).
  • Разведение ножек в стороны и сведение их обратно.
  • Вращение бедром, описывая полукруг.
  • Упражнение «книжка» (согнуть ножки малыша в колене и сводить и разводить их, имитируя закрывание и открывание книги).
  • Выкладывание на животик, стимулирующее ребенка поднимать головку.

Каждое упражнение можно повторить 5 раз. Все движения следует выполнять аккуратно и без рывков. Далее следует закончить зарядку небольшим массажем – плавными поглаживаниями рук, ног, туловища ребенка. Массажу следует уделять столько же время, сколько и гимнастическим упражнениям.

Зарядка для детей до года на фитболе

Фитбол – это большой гимнастический мяч. С его помощью можно не только подтянуть фигуру мамы после родов, но и развить малыша. Занятия можно начинать уже с двухнедельного возраста. Гимнастика для детей до года на фитболе чрезвычайно полезна:

  • Такие занятия снижают тонус и расслабляют мускулатуру кишечника, что является профилактикой коликов.
  • Небольшая вибрация во время движений является прекрасной стимуляцией многих важных органов ребенка.
  • Развивается вестибулярный аппарат.
  • Упражнения доставляют ребенку и маме массу положительных эмоций.

Правила зарядки на фитболе

  • Диаметр мяча лучше выбирать 60-75 см.
  • Нельзя сильно тянуть малыша за кисти рук и стопы. Это может спровоцировать вывих.
  • Ребенка надо аккуратно придерживать за спину, ягодицы, живот, предплечья.
  • Не нужно делать слишком большую амплитуду движений – можно случайно уронить кроху.
  • Занятия лучше сопровождать музыкой, пением или рассказыванием детских стишков.
  • Если малышу не нравится, он плачет, необходимо сразу прекратить зарядку.
  • Нельзя заниматься на фитболе, если у ребенка еще не зажила пупочная ранка или кроха плохо себя чувствует.

Для совсем маленьких деток, которым еще не исполнился годик, подойдут следующие упражнения:

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Усадить кроху на мяч и немного «попрыгать». Амплитуда движений должна быть небольшая! Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Положить ребенка животом на мяч и покатать туда-сюда, а потом по кругу. Это упражнение отлично заменяет массаж живота Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Положить кроху спинкой на мяч и, аккуратно придерживая за животик и ножки, покатать его туда-обратно. Некоторые детки боятся находиться на мячике в таком положении, поэтому нужно следить за реакцией грудничка Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Положить малыша на фитбол в положении «на бочок» и также покатать. Затем сменить положение и покатать ребенка на другом боку Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Ручки и грудь ребенка находятся на мяче, а ноги придерживаются на весу. В таком положении можно покатать кроху туда-сюда

Фитнес-мяч – это универсальный снаряд для всей семьи. Можно придумать или найти в интернете сотни упражнений с применением этого спортивного аксессуара. С его помощью можно заниматься не только с новорожденным, но и с ребенком любого возраста.

Неважно, какие упражнения мама выберет для малыша – с мячом или классическую гимнастику. Любая двигательная активность принесет крохе огромную пользу. Главное, помнить, что гимнастика должна основываться на трех принципах: регулярность, аккуратность и удовольствие ребенка.

Источник: https://floragaz.ru/prochee/kakaya-zaryadka-nuzhna-novorozhdennyh

Массаж и гимнастика для грудничка

Гимнастика и массаж в грудном возрасте являются основой для правильного физического и психического развития. В раннем возрасте в малыше закладывается  основа, от которой в дальнейшем зависит здоровье . Массаж и гимнастика помогают ускорить формирование двигательных навыков, которые необходимы в том или ином периодах раннего детства.

Массаж для грудного ребенка

Массажи для грудничков бывают лечебными и профилактическими, и если первый вид должен делать исключительно только специалист, то второй вполне посилен мамам.

Вы можете проводить ежедневные процедуры для укрепления мышц вашего малыша в домашних условиях, если вам разрешит педиатр. Детский врач покажет вам основные движения, которыми вы будете делать расслабляющий массаж для новорожденного и младенца до года.

Профилактические сеансы помогут вашему малышу улучшить кровообращение в тканях и ход обмена веществ.

Во время массажа грудничков происходит стимулирование рецепторов, находящихся на поверхности кожи, это положительно скажется на работе головного мозга и всей нервной системы: малыш будет спокойней себя вести и крепче спать. Особенно полезен массаж малоподвижным детям с плохим аппетитом, вялыми мышцами  и с признаками рахита.

У детей применяют следующие виды массажа:

  1. Поглаживание — легкие, скользящие, ритмичные движения по коже ладонной или тыльной поверхностью рук. Этот вид массажа вызывает усиление общего обмена веществ и оказывает на ребенка успокаивающее действие. О  систематически проводимого общего массажа улучшается аппетит, вес малыша нарастает быстрее, вялый и апатичный ребенок становится более  живым  и активным, быстрее засыпает, причем его сон более глубок и длителен.Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста
  2. Растирание — это вариант растирания, при котором производится несколько большее давление руками, которое оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку и поверхностно расположенные мышцы. При растирании тканей в различных направлениях улучшается питание мышц, а также повышается их эластичность и сократительная способность.
  3. Разминание проводится более короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании. Данный вид массажа оказывает механическое воздействие на глубоко лежащие ткани. Это способствует лучшему питанию мышц, из-за чего нарастает их масса, сила и сократительная способность.Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста
  4. Поколачивание представляет собой ряд коротких ритмичных ударов, которые поочередно совершаются тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, а затем трёх и четырех пальцев обоих рук. Поколачивание помогает улучшить кровообращение и усиливает питание мышц, повышает деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанному ребенку.
  5. Вибрация в грудном возрасте применяется не очень часто, преимущественно при массаже рыхлых, чересчур упитанных малышей. Оно производится определенными движениями, вызывающими  легкое ритмичное сотрясение всего тела ребенка.

Основным видом массажа для детей грудного и раннего возраста является поглаживание, которым начинают и заканчивают комплекс. Массаж рук проводят в направлении от кисти к плечу, к подмышечным впадинам, массаж ног  — от стопы к паховой области. Массировать малыша необходимо очень легко и нежно.

Во время массажа рук и ног им придают состояние которое обеспечивает наибольший покой ( легкое полусгибание). При массаже ног избегают толчков в коленную чашечку, обходя её снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер. При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины — поясницу (область почек).

Кроме того массаж у детей необходимо чередовать с физическими упражнениями.

Читайте также:  Обзор успокоительных средств для детей

Когда нельзя проводить массаж у ребенка грудного возраста

Вы посоветовались с участковым педиатром, и он разрешил вам делать расслабляющий курс для новорожденного, — но не спешите немедленно приниматься за дело. Есть ряд временных противопоказаний, при наличии которых процедуру лучше ненадолго отложить:

  • нельзя проводить процедуру для детей возраст которых младше 20 дней;
  • если у ребенка наблюдаются расстройства пищеварения, например, сегодня его вырвало или был неоднократный жидкий стул, правильно будет отложить массаж грудничков;
  • не нужно делать массаж грудничкам, если диагностировано инфекционное заболевание, поскольку организм ребенка будет занят борьбой с болезнью;
  • при наличии на коже сыпи, опрелостей или потнички лучше не беспокоить детей проведением массажа;
  • не рекомендуется делать массаж ребенку, если повышена температура из-за простудного заболевания, перегрева, реакции на прививку или прорезывание зубов;
  • если младенец сегодня не в настроении и капризничает, правильно будет отложить расслабляющий массаж грудничков.

Гимнастика для грудничка

Гимнастика для грудничков разрешена с первого месяца жизни. Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка.

Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом. Перед началом процедуры нужно убедиться, что ребенок здоров, не голоден и в хорошем настроении. Лучше раздевать малыша полностью и делать зарядку при комфортной температуре в помещении.

Также важно помнить, что связочный аппарат у грудничка, особенно у новорожденного, нежный и эластичный. Все движения должны быть мягкими и щадящими.

Интенсивность и амплитуда упражнений увеличивается после полугода, когда грудничок постепенно овладевает базовыми моторными навыками: переворачивается на живот, сидит, стоит на четвереньках, ползает, встает, приседает, делает первые шаги. В этом возрасте из пассивного наблюдателя малыш превращается в активного участника зарядки.

Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело – это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного.

Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики – это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться.

Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из не толстого поролона.

Польза гимнастики для грудничка:

  1. Увеличивается приток крови к тканям и мышцам;
  2. Активизируются обменные процессы;
  3. Улучшаются функциональная деятельность коры надпочечников;
  4. Гимнастика для грудничков на мяче развивает вестибулярный аппарат;
  5. Обеспечивается прочное сцепление костей и мышц;
  6. Доставляет малышу радость;
  7. Улучшается сон и аппетит.

Правила проведения гимнастики для грудничка:

  • Комната должна быть проветренной и прогретой до 21°С.
  • Каждое упражнение необходимо  повторять по три (можно больше) раза.
  • Длительность зарядки не должна превышать 15 минут.
  • Сопровождайте каждое свое действие ласковыми словами и улыбкой, чтобы гимнастика формировала у грудничка положительную реакцию на процедуры.
  • Если какое-то упражнение малышу не нравится, уберите его из комплекса и вернитесь к нему спустя какое-то время. Возможно, он до него еще не дорос.
  • Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.
  • Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
  • Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.

Гимнастика для месячного ребенка

В этом возрасте большинство грудных деток имеют гипертонус мышц, поэтому зарядка для новорожденных должна быть в основном направлена на расслабление. Можно воспользоваться такими упражнениями:

  • Разведение ручек в разные стороны и скрещивание их на груди.
  • Поднятие ручек вверх-вниз (мельница).
  • Разведение ножек в стороны и сведение их обратно.
  • Вращение бедром, описывая полукруг.
  • Упражнение «книжка» (согнуть ножки малыша в колене и сводить и разводить их, имитируя закрывание и открывание книги).
  • Выкладывание на животик, стимулирующее ребенка поднимать головку.

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Каждое упражнение можно  и нужно повторить  около 5 раз. Все движения необходимо выполнять аккуратно и без рывков. Закончить зарядку необходимо небольшим массажем – плавными поглаживаниями рук, ног и  туловища ребенка. Массажу следует уделять столько же время, сколько и гимнастическим упражнениям.

Источник: http://4mum.ru/massazh-i-gimnastika-dlya-grudnichka/

Зарядка для детей: правила проведения и советы

Зарядка благоприятно влияет на физическое развитие детей. Для того, чтобы эффект от нее был максимальным, необходимо соблюдать ряд правил. Какие именно? Расскажем в этой статье. А также дадим несколько рекомендаций, которые помогут сделать зарядку для ребенка интересной и увлекательной.

Зарядка по возрастам

Утренняя зарядка помогает организму проснуться, заряжает энергией и бодростью на весь день. Она повышает иммунитет, укрепляет опорно-двигательный аппарат и развивает дисциплинированность.

Замечательно, если родители начнут закладывать любовь к зарядке с самого раннего детства . Тогда ребенок будет относиться к ней как неотъемлемой части своей жизни. Но важно понимать, что комплекс упражнений подбирают, исходя из возраста. Какие же есть особенности? Расскажем ниже.

До года

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Конечно, никто не будет заниматься настоящей взрослой зарядкой с новорожденным или малышом до года. Но гимнастика для грудничков будет как раз кстати. До 3-4 месяцев можно делать поглаживания, потягушечки и при этом приговаривать потешки.

Постепенно этот комплекс расширяется и добавляются элементы массажа, пассивные упражнения (когда мама своими руками аккуратно сгибает, разгибает, сводит, разводит ручки и ножки). Кроме этого можно подключать занятия на фитболе.

Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и неврологом перед тем как начинать грудничковую гимнастику. По возможности пригласите профессионального инструктора, чтобы он научил вас правильно и безопасно делать все упражнения.

С года до трех лет

После года двигательные навыки малыша становятся более уверенными. При этом он пока не может подолгу концентрироваться на одном виде деятельности. Поэтому зарядка должна быть для него непринужденной увлекательной игрой. В 2-3 года малыш уже сможет повторять определенные упражнения за взрослым. Однако не стоит его переутомлять. 4-5 минут гимнастики в день вполне достаточно.

Дошкольники

К 4-5 годам можно увеличивать время занятий до 6-8 минут. К этому возрасту подросший малыш уже готов к более взрослой зарядке. А в 6-7 лет утренней гимнастике можно уделять до 10-12 минут. Упражнения усложняются, но при этом остается игровая форма и непринужденность.

Младшие школьники

Утренняя зарядка поможет лучше адаптироваться к нагрузке в начальной школе. Постарайтесь уделять ей 10-15 минут в день. Особенно если ребенок не посещает спортивные секции. Кстати, в комплекс упражнений можно включать более сложные элементы, например, планку, приседания, ласточку и др.

Правила утренней гимнастики

Итак, с возрастными особенностями разобрались. Теперь немного о тех правилах, которые следует соблюдать независимо от возраста ребенка, с которым проводится гимнастика.

  1. Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возрастаНа голодный желудок. Утренняя зарядка помогает организму проснуться, разгоняет кровоток, разогревает мышцы и суставы. Она не предполагает интенсивных нагрузок, поэтому желательно делать ее натощак и уже после гимнастики приступать к приему пищи.
  2. Свежий воздух. Летом, весной и ранней осенью зарядку желательно проводить на улице. Польза такого подхода заключается в том, что сочетание свежего воздуха и физических упражнений положительно влияют на организм и психическое здоровье. В холодное время года гимнастику можно проводить в проветренном помещении.
  3. Регулярность. Положительный эффект от утренней зарядки можно получить, если выполнять ее постоянно. При этом не обязательно делать гимнастику каждый день. Достаточно 3-5 раз в неделю, но обязательно с соблюдением периодичности. Например, понедельник-среда-пятница или по будням и отдых в выходные.
  4. Не более 10 — 15 минут в день. В вопросе длительности занятий следует обращать внимание на возрастные нормы. Но в любом случае переусердствовать не стоит, иначе у ребенка может остаться негативное впечатление от утренней зарядки.
  5. Весело и новаторски. Дети не любят слишком серьезное и скучное. Поэтому позаботьтесь о разнообразии: включайте музыку, меняйте комплекс упражнений раз в 2-3 недели.
  6. Начинайте с быстрой ходьбы. Быстрая ходьба в течение 30 секунд — 1 минуты разогреет мышцы. После нее включите в ваш комплекс упражнения для рук, плеч, спины, осанки и ног.
  7. Заканчивайте прыжками или бегом на месте. Последнее упражнение делают не более 1 минуты. После переходят к спокойной ходьбе. Она восстановит дыхание и нормализует сердечный ритм.
  8. Усложняйте упражнения по принципу пирамиды. От простого к сложному. Начинайте с легких упражнений и по мере адаптации ребенка к ним, добавляйте более сложные. Не торопитесь и не давите. Не получилось сегодня, попробуйте снова через неделю или месяц.
  9. Следите за дыханием. Приучите ребенка дышать правильно, это облегчает зарядку, повышает ее эффективность и помогает держать темп. Итак, сначала делайте глубокий вдох через нос, потом медленный выдох через рот.
  10. Завершите комплекс водными процедурами. Обливание или контрастный душ станут завершающей точкой в здоровом пробуждении.

Советы

Несколько простых советов помогут избежать нежелательных последствий от утренней зарядки для детей.

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Обращайте внимание на состояние здоровья. При первых признаках инфекционного или вирусного заболевания отложите занятия до полного выздоровления.

Не принуждайте и не уговаривайте. У каждого из нас бывают дни, когда не хочется делать привычные и любимые вещи. Дети не исключение. Они могут уставать.

Если в вашей с ребенком жизни на наступил день, когда при любых условиях дочь или сын отказываются делать зарядку, не давите. Сделайте паузу. Поговорите. Узнайте о причинах отказа и попробуйте пересмотреть подход.

Облегчите или усложните комплекс, разнообразьте его и предложите новые упражнения. Как только вы почувствуете, что гнев сменяется на милость, предложите попробовать еще раз.

Обращайте внимание на хронические заболевания или на особенности здоровья ребенка. При наличии болезней сердца, опорно-двигательного аппарата и отклонений в развитии, проконсультируйтесь с лечащим врачом, чтобы подобрать комплекс упражнений, который пойдет на пользу в вашей ситуации.

Упражнения для дошкольников

Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики уже с 3 лет, они не потеряют свою актуальность и в более старшем возрасте.

  1. Потягушечки. Ставим ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Затем поднимаем руки вверх и тянемся к потолку. Далее левую руку на пояс и правой тянемся влево. Повторяем в обратную сторону. Завершается упражнение наклоном и вытягиванием обеих рук к полу. Повторяем 5-6 раз.
  2. Приседания. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на талии. Делаем присед, при этом пятки прижаты к полу, руки выпрямляем. Подъем. Руки на пояс. Повторяем 4 — 5 раз.
  3. «Педали». Ложимся на спину, поднимаем ноги и крутим велосипед. В другом варианте можно делать ногами «ножницы». Повторяем 5-6 раз.

Упражнения для младших школьников

Следующие упражнения разнообразят утреннюю гимнастику ученика начальной школы.

  1. «Выпрыгивания». Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. Приседаем. Выпрыгиваем. При этом руки поднимаем вверх. Повторяем 10-15 раз.
  2. Планка. Упор на руки и носки. Держим прямую линию, таз не прогибается. Начинать можно с 10-15 секунд, постепенно увеличивая время до 30 секунд. Повторяем 5-10 раз.
  3. «Ласточка». Из положения прямо поднимаем ногу, руки разводим в стороны. Нога должна быть прямой и натянутой. Меняем ногу. Повторяем 5-10 раз.

Подводим итог

Утренняя зарядка благотворно влияет на растущий организм. Она дает толчок к гармоничному физическому развитию. Чтобы гимнастика приносила только пользу учитывайте возраст ребенка, его здоровье и желание. Превратите ее в традицию, занимательную игру и выполняйте регулярно.

Не переутомляйте ребенка, пусть гимнастика выполняет свою главную задачу: помогает организму проснуться и дарит заряд бодрости. Тогда вы постепенно приучите сына или дочь к физическим упражнениям.

В будущем это поможет им быстрее адаптироваться к спортивным нагрузкам и полюбить тренировки.

Читайте также:  Можно ли использовать "ингалипт" для детей? безопасное применение и какие есть заменители

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поделиться статьей с друзьями:

Источник: https://rebenokvsporte.ru/zaryadka-dlya-detej-pravila-provedeniya-i-sovety/

Гимнатика для младенцев: рекомендации и правила проведения гимнастики

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возрастаМассаж оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют костно-мышечную систему.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насыщение крови кислородом.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции.

Так, в тренировку включается и нервная система.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.

В результате систематической тренировки ни одна система не остается без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и т. д., особенно в период формирования их и наибольшей пластичности.

Изменения касаются не только формы, но и функции.

Важнейшим из функциональных изменений является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а радость играет большую роль для состояния сердечно-сосудистой системы.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов.

Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д.

, или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д.

Физиологическим действием движений определяются основные принципы организации гимнастики:

  1.   Гимнастика не должна проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.
  2.   Проводить занятия лучше на открытом воздухе или в помещении при непрерывном притоке воздуха, т. е. при открытых окнах (летом) или при открытой форточке (зимой).
  3.   Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.
  4.   В летнее время гимнастика должна проводиться в более прохладные часы дня, во избежание перегревания.
  5.  Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (т. е. должен соблюдаться принцип рассеянной нагрузки). Несоблюдение этих условий делает занятие гимнастикой антифизиологичным.

Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и для больных детей. Исследования последних лет показали, что если больного надолго уложить в постель, то основное заболевание осложняется развитием гипокинетического синдрома: мышцы плохо сокращаются, изменяются химические свойства их белков, из костной ткани вымывается кальций и т. д.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельные игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее и т. д.

Стимулирование движений не является основной задачей гимнастики, так как это может быть достигнуто другими способами: соответствующей обстановкой; пособиями и игрушками, организованными подвижными играми, музыкальными занятиями, зарядкой и т. д.

Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—10-минутным занятием гимнастикой.

В свободных, подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Большое физиологическое значение самостоятельной деятельности заключается в том, что в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку чрезвычайно большая потребность в движениях.

Ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей данного возраста.

Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

Кому неизвестна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, стимулируя тем самым его творческие задатки.

Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно уделяют внимания телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.
Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика.

В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков) тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую утомляемость.

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти комбинированные движения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения; такие движения не представляют для детей интереса., и несвойственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движений — правильность и точность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями.

Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх.

В этом и заключается отличие гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

Может ли ребенок помимо гимнастики в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей; он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенка, должны быть обусловлена точность, и правильность движений: в грудном  возрасте  —  руками  родителей,  в старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование).

В занятиях гимнастикой смешивать упражнения с игровыми движениями нецелесообразно как с физиологической, так и с практической точки зрения.

После игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети теряют рабочую установку, им трудно переключиться на гимнастические упражнения.

Тем не менее это не исключает того, чтобы дети воспринимали занятие гимнастикой как любимую игру.

Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Существует ряд заболеваний, при которых массаж и гимнастика противопоказаны:

  • при всех острых лихорадочных заболеваниях;
  • при тяжелых формах гипотрофии (атрофия);
  • при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.);
  • при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;
  • при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;
  • при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации. Про порок сердца у ребенка я писала тут.
  • при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;
  • при острых нефритах;
  • при острых гепатитах;
  • при активных формах туберкулеза;
  • при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.
Читайте также:  Когда и в каком виде ребенку можно начать давать молоко?

Примечание. Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательном предварительном наложении пластыря.

Источник: https://zdorovye-rebenka.ru/gimnatika-dlya-mladencev-vazhna

Когда и как проводить лечебную физкультуру для грудничков?

Теги: Новорожденный

Новорожденный ребенок ограничен в движениях из-за особенностей его тела. Не до конца сформировавшийся двигательный аппарат крохи не позволяет ему выполнять те движения, которые, к примеру, доступны малышам годовалого возраста.

Чтобы двигательная активность грудничка развивалась и совершенствовалась, полезна лечебная физкультура для грудничков. Подобная гимнастика очень полезна для новорожденных детей, и может выполняться не только в случаях отклонений в развитии или каких-либо врожденных патологий.

Физкультура для младенцев так же обязательна, как и уроки физического воспитания в детском саду или школе.

Советы родителям, как правильно делать гимнастику малышам грудного возраста

Что дает грудничкам гимнастика?

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить.

Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки.

ЛФК могут назначить при дисплазии тазобедренных суставов, врожденном вывихе бедра, при мышечной кривошее, при ДЦП, плоскостопии и косолапости, сколиозе врожденного типа.

Правила проведения ЛФК

Прежде чем начать делать ребенку лечебную гимнастику, следует ознакомиться с правилами ее проведения.

  1. Лучшее время для начала занятий по ЛФК – месячный возраст. При этом гимнастика должна чередоваться с массажем. С полугодовалого возраста лечебный комплекс занятий начинают делать с ЛФК, а заканчивают массажем, давая ребенку расслабиться и отдохнуть.
  2. Если грудной ребенок чувствует себя плохо, физкультура должна быть отменена. Продолжать делать лечебный массаж можно будет только после того, как малыш полностью поправится.
  3. Грудной ребенок может капризничать во время массажа. В такие моменты его нужно отвлечь игрушкой или успокоить, взяв на руки. Приучать к занятиям лучше постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце комплекса.
  4. Следите за своими движениями – не переусердствуйте, иначе в следующий раз грудничок откажется от массажа криком и истерикой, помня боль и дискомфорт, который он ощущал в прошлый раз. Запомните: после процедуры на теле малыша не должно оставаться красных пятен, и тем более синяков.
  5. Прежде чем начать делать гимнастику, необходимо проветрить помещение, исключить сквозняки. Оптимальная температура воздуха – 20-220С. Проводят гимнастику спустя 0,5-2 часа после еды и купания.
  6. Стол, где вы будете делать массаж ребенку, должен быть свободным с трех сторон, чтоб была возможность беспрепятственно подойти к малышу.
  7. Важно тщательно вымыть руки перед процедурой, разогреть их, снять все металлические предметы (браслеты, часы, кольца), срезать ногти. На коже рук у взрослого не должно быть ссадин и ран.
  8. Грудничок в возрасте после месяца может быть голеньким во время процедуры, новорожденного младенца оголяют частично – открывают те места на теле, которые массажируют.
  9. Если проводится лечебная физкультура, крохе надевают майку или футболку с коротким рукавом, трусики с подгузником.

Грудной ребенок во время ЛФК должен лежать на ровной поверхности (например, на пеленальном столике). Общее время занятий – 15 минут. Каждое упражнение рекомендуется повторять от трех раз. Все движения следует сопровождать ласковыми словами, улыбкой – гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

Очень важно правильно выполнять порядок ЛФК: сначала начните комплекс нежными и легкими поглаживающими движениями, не нажимая при этом с усилием на детское тельце. Ручки принято поглаживать от пальчиков к плечам, ножки – от ступней кверху, животик – с боковых частей к пупку. Поглаживания животика нужно делать исключительно по часовой стрелке и вокруг пупка.

Общие упражнения для лечебной гимнастики

Если грудной ребенок готов узнать, что такое лечебная физкультура, начните делать следующие упражнения.

  1. Развиваем правильное дыхание. Уложите кроху на спинку, скрестите его ручки на груди. По очереди поднимайте ручки вверх, слегка удерживайте их в таком положении. Затем поднимите вверх обе ручки, заводят их за голову, после чего опускают вниз, располагая вдоль туловища.
  2. Гимнастика для ножек. Согнуть ножки младенца в коленных и тазобедренных суставах, сомкнуть их, сблизив коленки. Придерживая большим пальцем коленку, остальными обхватить таз грудничка и выполнять повороты таза в стороны. Еще одно упражнение – по очереди сгибать ножки малыша, а затем чередовать их сгибание со сгибанием ручек. Третье упражнение – разводить ножки в тазобедренном суставе. При этом усилия прилагать не нужно – все должно происходить медленно и аккуратно.
  3. Повороты с спины на животик. Чтобы грудничок научился переворачиваться, это упражнение выполнять нужно обязательно. Важно, чтобы рядом был помощник. Грудной малыш должен лежать на спине. Помощник вытягивает его правую ручку вверх и удерживает ее в таком положении, а инструктор в это время фиксирует правое бедро крохи. Затем помощник должен зафиксировать правую ладошку грудничка на столе, расправив ладошку. Инструктор должен переложить левую ножку крохи через правую, помогая ему перевернуться на животик.
  4. Как научить ребенка ползать? Проще выполнять действие вдвоем: один взрослый держит грудничка за ноги, второй за руки. Первый попеременно подтягивает ножки к животику, а второй – по очереди переставляет ручки младенца. Если грудной ребенок еще не держит самостоятельно голову, следует привлечь к упражнению еще одного взрослого.

Через 4 месяца после рождения грудничок начнет делать первые попытки, чтобы сесть. В этот период ему важно подсобить, и поможет в этом лечебная гимнастика.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Когда малыш уж может стоять на четвереньках, его обучают ползанию по аналогии упражнения по ползанию на животе.

Упражнения с мячом (фитболом)

Оказывается, мячом можно не только играть, но и укреплять организм маленького ребенка. Для грудничка полезны такие упражнения на фитболе:

  • покачивания в направлении вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке, с потряхиваниями. При этом ребенок должен лежать на спине;
  • сгибаем ножки грудничка в коленках к животику, при этом опускаем мячик к себе, разгибаем ножки, опуская мячик от себя;
  • тренируем животик ребенка такими же движениями, как и в первом упражнении, только малыша нужно укладывать не на спинку, а на животик.

Во время упражнений на фитболе его нужно застелить пеленкой, а также следить за тем, чтобы грудной малыш в процессе не ударился головой. Сначала упражнения должны быть простыми и легкими, со временем их можно усложнить.

Комплекс упражнений ЛФК для грудничка

Как правило, лечебную физкультуру детям с патологиями назначает специалист, он же определяет, какие упражнения будут для ребенка наиболее эффективными. Если же у ребенка никаких отклонений в физическом развитии нет, родители могут взять за основу гимнастики следующий комплекс упражнений:

  1. Поглаживание тела, конечностей.
  2. «Махи» ручками в стороны с положения «лежа на спинке».
  3. «Перекрестные махи»: скрестить ручки крохи на груди, развести в стороны, снова скрестить и т.д.
  4. Поочередное сгибание/разгибание ножек в коленке.
  5. Легкое постукивание по грудке малыша (упражнение способствует укреплению грудных мышц).
  6. Поглаживания по спине: проводим указательным и средним пальцами вдоль позвоночника в направлении снизу-вверх, ладошками от позвоночника к ребрам, круговыми движениями от поясницы к голове (выполняем большим пальцем) и по пояснице от позвоночника к ребрам.
  7. Массаж кожи головы пальцами, выполняя легкие круговые движения, или мягкой щеточкой.

Все движения должны быть аккуратными, выполняться без нажима. Комплекс можно дополнять новыми упражнениями по мере взросления ребенка.

Противопоказания к ЛФК

Есть случаи, когда лечебная гимнастика категорически противопоказана для грудничка:

  • инфекционные заболевания, повышенная температура тела;
  • сердечная, легочная недостаточность;
  • кожные болезни: аллергические дерматиты, грибок, инфекционная сыпь, ожоги, травмы и т.д.;
  • расстройства ЖКТ, сопровождающиеся рвотой, болями в животе, поносом, тошнотой;
  • кровотечения и болезни крови;
  • опухоли разной этимологии;
  • изменения в анализе мочи;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Также не стоит делать ребенку лечебную гимнастику, если он перенес вакцинацию. Возобновить занятия можно спустя 3 дня после получения прививки. Если же самочувствие малыша не улучшилось за это время, гимнастику откладывают минимум на неделю.

После первых занятий грудничок будет засыпать лучше и спать крепче. Это нормальная реакция, когда в привычный режим новорожденного вводят дополнительные физические нагрузки.

Но стоит обратить внимание на то, что если кроха станет капризным и будет плохо засыпать, следует уменьшить нагрузку ЛФК и вовсе отказаться от занятий на пару-тройку дней, наблюдая за состоянием ребенка все это время.

Если ребенок ослаблен, дайте ему время на отдых – устраивайте занятия через день-два, если же малыш в прекрасном расположении духа – занимайтесь гимнастикой ежедневно.

← Насморк и его лечениеКак правильно подмывать новорожденного мальчика →

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/lfk-dlya-grudnichkov.html



Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock
detector